Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяникам дали по шельфу. Арктическую кладовую опустошили перед приходом частников

Нефтяникам дали по шельфу. Арктическую кладовую опустошили перед приходом частников

Правительство возродило тему либерализации арктического шельфа, на этот раз с предложением пустить частные компании на морские месторождения вышли не сами нефтяники, а чиновники. "Роснефть" и "Газпром" владеют 80% нефтегазоносных площадей на шельфе, но по большинству из них работа не началась. Государство фиксирует нарушение лицензионных соглашений и фактический провал программы разработки недр, но вместо того, чтобы забрать лакомые куски у госмонополистов, решает раздать остатки новым игрокам. Между тем в нераспределенном фонде привлекательных участков не осталось, а падение цен на нефть, санкции, недостаток технологий делает их разработку для частников непосильной. 

Предложение поправить закон, разрешающий самостоятельную работу на шельфе Арктики лишь компаниям с госучастием и пятилетним опытом работы, внесли курирующие Арктику вице-премьерыЮрий Трутнев и Дмитрий Козак. В 2012 г. Правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, за 20 лет компании по условиям лицензионных соглашений должны пробурить 86 скважин. Сейчас пробурено пять, а нефтяники просят сдвинуть сроки реализации проектов. Либерализацией власти якобы решили усилить конкуренцию за недра Арктики, но перед этим опустошили нераспределенный фонд.

На арктическом шельфе остались малопривлекательные даже для государственных компаний блоки. Это труднодоступные участки в Восточной Арктике, где ледовая обстановка самая напряженная, говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Судоходство там возможно лишь пару месяцев, никакой инфраструктуры нет. 

"Как разрабатывать эти месторождения, непонятно, большой вопрос, есть ли там вообще запасы. Предполагается, что есть, но только для того, чтобы их найти, нужно вложить миллиарды долларов. Даже на относительно приближенном участке в Карском море, где "Роснефть" с ExxonMobil открыли месторождение "Победа", расходы на бурение одной поисковой скважины составили полмиллиарда долларов. Многие шутили, что это самая дорогая скважина в истории человечества", - рассказал Накануне.RU Игорь Юшков.

О допуске в Арктику чаще других просил ЛУКОЙЛ, который уже доказал свою состоятельность в шельфовых проектах: он ведет добычу на месторождениях имени Корчагина и Филановского на Каспии и в Калининградской области на шельфе Балтики. В отсутствие доступа к российскому шельфу, ЛУКОЙЛ инвестировал в норвежский, первые лицензии там компания получила в 2013 г. Однако в сегодняшних условиях частные компании не захотят заходить в регион.

Инициатива Правительства отдает определенным цинизмом, комментирует Накануне.RU директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: "Дождались, когда все разведанные и интересные участки были распределены, когда цена на нефть Urals подошла к $50 и теперь решили "осчастливить" частные компании. Привлечь серьезные инвестиции частники могли при стоимости барреля за $100 и отсутствии санкций. С одной стороны, нельзя не приветствовать торжество голоса разума - ну, нет никаких оснований запрещать российским частным компаниям работать на шельфе, с другой - момент выбран максимально неудачный".

Добавим, в Правительстве идет речь об обязывающих инвестиционных соглашениях по разработке шельфа: если работы не начнутся до определенной даты, то лицензии будут отозваны. Такие условия не ставились даже для госкомпаний. В теории положение об отзыве есть в лицензионных соглашениях, но до сих пор единственной реакцией властей на неисполнение лицензионных обязательств стал мораторий на выдачу новых лицензий в 2016 г. Правда, к этому моменту все основные участки были распределены.

На помощь иностранных компаний рассчитывать тоже не стоит. Напомним, Юрий Трутнев заявил в письме президенту России Владимиру Путину, что в России можно реализовать норвежскую модель работы в Арктике: госкомпания получает 30% в проекте, остальное - у иностранных инвесторов и нефтяников-частников. Однако после введения санкций из российских проектов с госкомпаниями вышли основные зарубежные инвесторы, такие как американская ExxonMobil.

"Без изменения секционного режима никто из европейских инвесторов не зайдет на российские морские месторождения, а у азиатов нет технологических возможностей это сделать. Арктический шельф - это сложные проекты, у норвежцев, на которых ссылается Трутнев, среди инвесторов нет китайцев, там работают европейские и американские компании, у которых есть опыт и компетенции. У Китая есть только финансовый ресурс, но работать Арктике они неспособны", - говорит Константин Симонов.

Добавим, норвежский вариант предполагает компенсацию расходов на ГРР государством, если запасы в итоге не будут подтверждены. Есть сомнения, что отечественные власти готовы взять на себя такие обязательства.

Впервые вопрос о либерализации шельфа был поднят не нефтяниками, и здесь стоит обратить внимание на несколько параллельных процессов. Во-первых, возобновление дискуссии о допуске частных компаний на шельф происходит на фоне обсуждения повышения НДПИ для отрасли в целом. Минфин официально подтвердил планы, бюджет должен вернуть 600 млрд руб., которые потеряет за 10 лет из-за льгот для Приобского месторождения в ХМАО. Морские участки шельфа станут аргументом в споре с нефтяниками о повышении налогов, предполагает Симонов.

"Когда остальные компании придут в Правительство и будут спрашивать, почему они должны возмещать потери от льгот госкомпаниям и налоги повышаются в период падения цен на нефть - а именно это и будет происходить - чиновники скажут, что они тоже получили огромный бонус - шельф, и жаловаться не на что", - говорит он. 

Во-вторых, продолжается подведение предварительных итогов реализации госпрограмм, в фокусе уже оказались здравоохранение, угольная отрасль. Тема освоения Арктики свелась к разработке таких сухопутных месторождений в территориальных морях, как участок НОВАТЭКа в Обской губе, но до этого планировалось делать ставку на шельфовые месторождения. Либерализация доступа к последним - попытка расшевелить государственные компании и всю арктическую тему в целом. И здесь варианта два: либо угрожать госкомпаниям отзывом лицензий в нераспределенный фонд, либо приводить в регион новых игроков.

"Трутнев отвечает за Арктику, и он видит, что ряд целевых показателей не достигнут. Поэтому продвигает то направление, за которое отвечает. В то же время есть лоббисты, которые говорят: "американцы не полезли на шельф, а пошли по пути разработки ТРИЗов, давайте деньги иначе потратим и получим больший эффект", - отмечает Игорь Юшков.

В интересантах поправок о либерализации доступа в Арктику просматривается только ЛУКОЙЛ, НОВАТЭКу для своих СПГ-проектов достаточно участков в территориальных морях. Хотя экономическая целесообразность разработки морских месторождений на шельфе в текущих условиях действительно находится под вопросом, привлечь ЛУКОЙЛ может не столько бизнес-сторона, сколько усиление аппаратных позиций.

"Если, например, ЛУКОЙЛу дают арктический проект, то Алекперов получает выход на президента. Начнутся наезды на компанию со стороны "старших товарищей" - можно обращаться к Путину. Это определенный якорь, который позволит сохранять свои позиции. Пока же получается наоборот, освоением новых районов и рынков могут похвастаться только госкомпании. С точки зрения бизнеса, проекты могут не быть рентабельными, но это показатель государственной ответственности компании: нужно осваивать Арктику - мы готовы пробовать. Не зря компания просила Медвежий угол (участок в Хатангском заливе в Якутии)", - отмечает Игорь Юшков.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики