Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяникам дали по шельфу. Арктическую кладовую опустошили перед приходом частников

Нефтяникам дали по шельфу. Арктическую кладовую опустошили перед приходом частников

Правительство возродило тему либерализации арктического шельфа, на этот раз с предложением пустить частные компании на морские месторождения вышли не сами нефтяники, а чиновники. "Роснефть" и "Газпром" владеют 80% нефтегазоносных площадей на шельфе, но по большинству из них работа не началась. Государство фиксирует нарушение лицензионных соглашений и фактический провал программы разработки недр, но вместо того, чтобы забрать лакомые куски у госмонополистов, решает раздать остатки новым игрокам. Между тем в нераспределенном фонде привлекательных участков не осталось, а падение цен на нефть, санкции, недостаток технологий делает их разработку для частников непосильной. 

Предложение поправить закон, разрешающий самостоятельную работу на шельфе Арктики лишь компаниям с госучастием и пятилетним опытом работы, внесли курирующие Арктику вице-премьерыЮрий Трутнев и Дмитрий Козак. В 2012 г. Правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, за 20 лет компании по условиям лицензионных соглашений должны пробурить 86 скважин. Сейчас пробурено пять, а нефтяники просят сдвинуть сроки реализации проектов. Либерализацией власти якобы решили усилить конкуренцию за недра Арктики, но перед этим опустошили нераспределенный фонд.

На арктическом шельфе остались малопривлекательные даже для государственных компаний блоки. Это труднодоступные участки в Восточной Арктике, где ледовая обстановка самая напряженная, говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Судоходство там возможно лишь пару месяцев, никакой инфраструктуры нет. 

"Как разрабатывать эти месторождения, непонятно, большой вопрос, есть ли там вообще запасы. Предполагается, что есть, но только для того, чтобы их найти, нужно вложить миллиарды долларов. Даже на относительно приближенном участке в Карском море, где "Роснефть" с ExxonMobil открыли месторождение "Победа", расходы на бурение одной поисковой скважины составили полмиллиарда долларов. Многие шутили, что это самая дорогая скважина в истории человечества", - рассказал Накануне.RU Игорь Юшков.

О допуске в Арктику чаще других просил ЛУКОЙЛ, который уже доказал свою состоятельность в шельфовых проектах: он ведет добычу на месторождениях имени Корчагина и Филановского на Каспии и в Калининградской области на шельфе Балтики. В отсутствие доступа к российскому шельфу, ЛУКОЙЛ инвестировал в норвежский, первые лицензии там компания получила в 2013 г. Однако в сегодняшних условиях частные компании не захотят заходить в регион.

Инициатива Правительства отдает определенным цинизмом, комментирует Накануне.RU директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: "Дождались, когда все разведанные и интересные участки были распределены, когда цена на нефть Urals подошла к $50 и теперь решили "осчастливить" частные компании. Привлечь серьезные инвестиции частники могли при стоимости барреля за $100 и отсутствии санкций. С одной стороны, нельзя не приветствовать торжество голоса разума - ну, нет никаких оснований запрещать российским частным компаниям работать на шельфе, с другой - момент выбран максимально неудачный".

Добавим, в Правительстве идет речь об обязывающих инвестиционных соглашениях по разработке шельфа: если работы не начнутся до определенной даты, то лицензии будут отозваны. Такие условия не ставились даже для госкомпаний. В теории положение об отзыве есть в лицензионных соглашениях, но до сих пор единственной реакцией властей на неисполнение лицензионных обязательств стал мораторий на выдачу новых лицензий в 2016 г. Правда, к этому моменту все основные участки были распределены.

На помощь иностранных компаний рассчитывать тоже не стоит. Напомним, Юрий Трутнев заявил в письме президенту России Владимиру Путину, что в России можно реализовать норвежскую модель работы в Арктике: госкомпания получает 30% в проекте, остальное - у иностранных инвесторов и нефтяников-частников. Однако после введения санкций из российских проектов с госкомпаниями вышли основные зарубежные инвесторы, такие как американская ExxonMobil.

"Без изменения секционного режима никто из европейских инвесторов не зайдет на российские морские месторождения, а у азиатов нет технологических возможностей это сделать. Арктический шельф - это сложные проекты, у норвежцев, на которых ссылается Трутнев, среди инвесторов нет китайцев, там работают европейские и американские компании, у которых есть опыт и компетенции. У Китая есть только финансовый ресурс, но работать Арктике они неспособны", - говорит Константин Симонов.

Добавим, норвежский вариант предполагает компенсацию расходов на ГРР государством, если запасы в итоге не будут подтверждены. Есть сомнения, что отечественные власти готовы взять на себя такие обязательства.

Впервые вопрос о либерализации шельфа был поднят не нефтяниками, и здесь стоит обратить внимание на несколько параллельных процессов. Во-первых, возобновление дискуссии о допуске частных компаний на шельф происходит на фоне обсуждения повышения НДПИ для отрасли в целом. Минфин официально подтвердил планы, бюджет должен вернуть 600 млрд руб., которые потеряет за 10 лет из-за льгот для Приобского месторождения в ХМАО. Морские участки шельфа станут аргументом в споре с нефтяниками о повышении налогов, предполагает Симонов.

"Когда остальные компании придут в Правительство и будут спрашивать, почему они должны возмещать потери от льгот госкомпаниям и налоги повышаются в период падения цен на нефть - а именно это и будет происходить - чиновники скажут, что они тоже получили огромный бонус - шельф, и жаловаться не на что", - говорит он. 

Во-вторых, продолжается подведение предварительных итогов реализации госпрограмм, в фокусе уже оказались здравоохранение, угольная отрасль. Тема освоения Арктики свелась к разработке таких сухопутных месторождений в территориальных морях, как участок НОВАТЭКа в Обской губе, но до этого планировалось делать ставку на шельфовые месторождения. Либерализация доступа к последним - попытка расшевелить государственные компании и всю арктическую тему в целом. И здесь варианта два: либо угрожать госкомпаниям отзывом лицензий в нераспределенный фонд, либо приводить в регион новых игроков.

"Трутнев отвечает за Арктику, и он видит, что ряд целевых показателей не достигнут. Поэтому продвигает то направление, за которое отвечает. В то же время есть лоббисты, которые говорят: "американцы не полезли на шельф, а пошли по пути разработки ТРИЗов, давайте деньги иначе потратим и получим больший эффект", - отмечает Игорь Юшков.

В интересантах поправок о либерализации доступа в Арктику просматривается только ЛУКОЙЛ, НОВАТЭКу для своих СПГ-проектов достаточно участков в территориальных морях. Хотя экономическая целесообразность разработки морских месторождений на шельфе в текущих условиях действительно находится под вопросом, привлечь ЛУКОЙЛ может не столько бизнес-сторона, сколько усиление аппаратных позиций.

"Если, например, ЛУКОЙЛу дают арктический проект, то Алекперов получает выход на президента. Начнутся наезды на компанию со стороны "старших товарищей" - можно обращаться к Путину. Это определенный якорь, который позволит сохранять свои позиции. Пока же получается наоборот, освоением новых районов и рынков могут похвастаться только госкомпании. С точки зрения бизнеса, проекты могут не быть рентабельными, но это показатель государственной ответственности компании: нужно осваивать Арктику - мы готовы пробовать. Не зря компания просила Медвежий угол (участок в Хатангском заливе в Якутии)", - отмечает Игорь Юшков.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики