Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может стать лидером на рынке водородного топлива

Россия может стать лидером на рынке водородного топлива

Перспективы внедрения водородной энергетики в РФ впервые обсудили на правительственном уровне. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что в случае производства водорода из метана мы могли бы стать лидером рынка, но для начала предстоит оценить потенциальный мировой спрос на этот вид топлива.   

Программа развития водородной энергетики России

В Минэнерго 29 августа прошло совещание, посвященное использованию водорода в качестве источника топлива в России. В нем помимо чиновников приняли участие представители научных центров и компаний, в том числе представители «Газпрома», «Ростеха», «Росатома» и «Сибура». На правительственном уровне тема водорода обсуждалась впервые.

В итоге было принято решение в дальнейшем разработать программу развития водородной энергетики России. Как сообщают «Ведомости», которым факт встречи подтвердили два ее участника и представитель Минэнерго, стороны обсуждали мировые тенденции на рынке водородного топлива и развитие российских технологий.

«Тема водорода довольно популярна, и многие адепты теории так называемого энергетического перехода называют его топливом будущего. Именно на него после ухода от жидкого ископаемого топлива мы перейдем в дополнение к электричеству. Согласно этой теории, электричество мы будем получать только из возобновляемых источников – солнце, ветер и так далее. Автомобили будут двигаться в данной модели будущего не только на электричестве, но и на водороде.

Сама теория идет с Запада, и европейцы активно развивают альтернативную энергетику. При этом есть несколько вариантов производства водорода. Первый -  это «зеленый» вариант, когда водород производится из электричества. Другой вариант предполагает производство водорода из метана, природного газа, и в этом плане мы могли бы стать лидером на рынке водородного топлива. При отказе потреблять газ, мы можем делать из него водород и продавать его.

Но такой подход идеологически не укладывается в новую волну европейского развития, где ставка делается на «зеленые» источники энергии. Да и вообще остается большой вопрос - будет ли водород так активно развиваться, как это декларируется в стратегиях. Что-то подобное нам раньше говорили про электромобили», - напоминает эксперт ФБА «Экономика сегодня». 

Автомобили на водородном топливе

В рамках доклада EnergyNet, который рассматривался на совещании по водородной энергетике в РФ, также упоминается, что водород можно получать с помощью зеленой энергетики или из ископаемого топлива. Но сама по себе водородная энергетика называется ключевым фактором глобальной энергетической трансформации, которая позволяет снизить парниковые выбросы.

Для того чтобы замедлить рост потепления до 2 градусов к 2050 году, авторы доклада говорят о необходимости перевести на водородное топливо 400 млн частных автомобилей, 15–20 млн грузовиков и 5 млн единиц общественного транспорта.

«Перевести такое количество автомобилей на водородное топливо нереально. Если посмотрим даже не на водородные машины, а на электромобили, то они занимают всего несколько процентов от общего мирового парка авто. Практика перехода на электромобили показывает, что если нет субсидий, то мгновенно обнуляются продажи, что в Европе сейчас и происходит.

В научном сообществе нет единого мнения о причинах глобального потепления, происходит оно или нет, и если происходит, то насколько большое влияние оказывает деятельность человека. Если мы исходим из ложной предпосылки, то суждение о необходимости переходить на водородное топливо также ошибочно. К тому же, кто будет платить за столь массовый переход на водород, за инфраструктуру и заправки», - задается вопросом Игорь Юшков.

В исследовании EnergyNet озвучена возможная стоимость перехода на водородное топливо. Для решения этого вопроса в глобальном масштабе потребуются ежегодные инвестиции в размере 20–25 млрд долларов по всему миру. 

Потребности внутреннего и внешнего рынка в водороде

В России, по мнению авторов доклада, водородная энергетика сформируется к середине 20-30-х годов, для чего потребуются ежегодные инвестиции более 2 млрд долларов. К этому моменту EnergyNet прогнозирует прибыль России от развития водородной энергетики в размере до 3 млрд долларов в год. А объемы мирового рынка к этому времени могут достигнуть 26 млрд долларов в год.

«Мы должны еще раз оценить потребности внутреннего рынка, чтобы понять - нужно ли нам внутри страны развивать программу водорода или нет, так как у нас полно газа. Не очень много смысла в том, чтобы перегонять газ в водород, затрачивая энергию, когда можно потреблять газ в виде газообразного состояния или СПГ.

Конечно, мы должны иметь технологии всего этого производства в плане науки и разработок, чтобы не упустить конкурентов в случае стремительного развития отрасли, но в плане внедрения технологий стоит оценить экономическую составляющую. Лучше всего на первом этапе внедрять водородную энергетику в отдельных районах страны или сегментах промышленности. Надо рационально подходить к оценке перспектив», - уверен Игорь Юшков.

Как добавляет эксперт, предварительно стоит провести дискуссию с научным сообществом и профессионалами энергетической отрасли. Такой подход позволит понять, насколько реальна угроза ухода мира от углеводородов, каковы сроки глобальной энергетической трансформации  и является ли для нас возможностью переход на водород.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 02.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики