Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку» пообещали новые проблемы

«Северному потоку» пообещали новые проблемы

Западная пресса пророчит «Северному потоку – 2» серьезные проблемы из-за датских властей, которые продолжают тянуть с выдачей разрешения. Европейцы вовремя не получат российский газ по новой трубе, а России это выльется в дополнительные расходы на 660 млн евро. Но, несмотря на такие расходы, в этом просматривается и хорошая новость.

Западная пресса сгущает краски вокруг «Северного потока – 2». Накануне Reuters заявил, что отсутствие необходимых разрешений на строительство газопровода в водах Дании может привести к его задержке на срок до восьми месяцев. И это будет стоить России дополнительно 660 млн евро. Из них 100 млн евро уже пришлось потратить из-за нового требования датских властей по согласованию проекта, еще 560 млн евро придется дополнительно израсходовать из-за задержки запуска на восемь месяцев.

Reuters в своих оценках ссылается на письменную жалобу, которую направил оператор газопровода Nord Stream 2 властям Дании (в апелляционную палату) на решение Датского энергетического агентства, которое недавно потребовало предоставить третью заявку на новый маршрут «Северного потока – 2».

До этого Financial Times написала, что России важно получить разрешение от Дании уже в августе, в противном случае времени на пуско-наладочные работы не хватит, а любой сбой в проекте будет критичным. А так как шансы на получение разрешения в этом месяце малы, то Россия может сорвать сроки запуска «Северного потока – 2» и сроки начала поставок газа европейским потребителям с 1 января 2019 года. Это вызывает не просто беспокойство, а панику, как выразился источник западного СМИ.

Однако во всем этом негативе западной прессы есть хорошая новость для России: у Запада больше нет никаких сомнений в том, что Дания все-таки выдаст разрешение и «Северный поток – 2» будет построен. 

 

Конечно, Дания может сдвинуть сроки строительства трубы, но остановить проект навсегда ей просто не под силу. При этом уколы Запада в виде дополнительных затрат и задержки ввода в работу легко можно стерпеть.

Тем более что в самом Газпроме намного спокойней относятся к предполагаемым трудностям. Официальный представитель оператора проекта Nord Stream 2 Стеффен Хартман не подтвердил расходы на сотни миллионов долларов. Задержка, связанная с выдачей разрешения в Дании, конечно, может привести к дополнительным расходам, однако их размер сильно зависит от сроков. Точные цифры можно будет назвать только тогда, когда поступит ответ от Копенгагена, сказал Хартман.

При этом 660 млн евро допрасходов означают удорожание проекта всего лишь на 6,3%. Плановый бюджет трубы составляет 9,5 млрд евро. И надо понимать, что Газпром финансирует только половину затрат на проект, вторую половину предоставляют немецкие Uniper и BASF, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie. Поэтому российская сторона может поделить эти расходы между всеми участниками проекта. Либо потребовать от Дании компенсировать эти расходы из-за необоснованной задержки с выдачей разрешения на строительство.

Указываемые в западной прессе сроки задержки выглядят завышенными, а невыдача разрешения в августе на самом деле не является таким уж критическим событием, как пытается представить FT. По крайней мере Газпром спокойно ждет разрешения от Дании в октябре 2019 года, и тогда Газпром сможет закончить этот важный коммерческий проект в конце 2019 года. Именно такой срок в июле озвучил председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков. По его словам, Дания должна будет дать согласование к октябрю, потому что веских доводов против прокладки трубы просто нет.

Как известно, оператор трубы Nord Stream 2 подал уже целых три заявки на строительство – по основному маршруту в территориальных водах Дании заявка была подана аж два года назад, плюс по двум альтернативным маршрутам в исключительной экономической зоне Дании. 

По какому из трех рассматриваемых маршрутов будет выдано разрешение – уже даже не так важно. В худшем случае протяженность трубы вырастет примерно на 34 км, а при текущей скорости трубоукладочного судна от 4 до 5 км в сутки речь идет всего о дополнительной неделе работ, говорили недавно в Газпроме.

«Северный поток – 2» уже более чем на 70% готов. Всего уложено более 1700 км газопровода в Германии, Швеции, Финляндии и России в соответствии с действующими разрешениями. Общая протяженность по двум ниткам составляет 2400 км.

Сейчас ведется укладка 510-километрового шведского участка. Первая нитка трубы на этом отрезке уже готова, строительство второй нитки возобновится 1 сентября, а в октябре этот участок должен быть полностью завершен. И тогда уже все силы Газпром пустит на датский участок, если, конечно, Дания – единственная из пяти стран, по чьим водам проходит газопровод, не выдавшая разрешение, все-таки выдаст его.

«На самом деле никто не знает, каков в итоге будет срок задержки и будет ли он вообще. Разные источники могут говорить о разных вещах. Если речь идет об окончании строительства «Северного потока – 2», то здесь действительно надо четыре–пять недель на прокладку датского участка. Поэтому велика вероятность, что к 1 января газопровод достроят, если, конечно, датчане в адекватный срок, в сентябре – октябре, дадут разрешение на строительство», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Однако после окончания строительства надо еще провести пуско-наладочные работы. И вот сколько они могут занять – вопрос более сложный, так как их сроки зависят от разных факторов. «Те, кто говорит о серьезном срыве сроков к первому полугодию 2020 года, могут исходить из информации о том, что пуско-наладочные работы могут занять чуть ли не полгода. Однако в Газпроме говорили, что эти работы займут гораздо меньше времени», – отмечает эксперт.

«Не исключено, что оператор трубы будет форсировать введение «Северного потока – 2» в эксплуатацию, если не будет подписан новый контракт с Украиной с 1 января 2020 года и не будет транзита газа в Европу в разгар отопительного сезона», – считает Юшков. Здесь вспоминается история с запуском «Северного потока» на полную мощность в марте – апреле под видом испытаний, которые захотела провести Европа. Тогда Газпром мог использовать трубу только наполовину из-за норм Третьего энергопакета ЕС. Испытания удивительным образом совпали с началом резких морозов в Европе. «Не исключено, что в условиях кризиса будет примерно такая же история: начнут оперативно проводить пуско-наладочные работы и в рамках эксперимента пустят газ в Германию», – полагает эксперт ФНЭБ.

 

Разные сроки могут называться еще и потому, что имеется в виду окончание строительства не только морской трубы, но и наземного газопровод EUGAL, который является продолжением «Северного потока – 2» по европейской территории. Его длина от Балтийского моря до границы с Чехией составит примерно 480 км. Работы здесь ведутся, однако готовность этого проекта существенно меньше. Ожидается, что порядка 80% газа, который пойдет по «Северному потоку – 2», пойдет по трубам EUGAL транзитом в сторону Чехии, а оттуда – на австрийский газовый хаб Баумгартен. Остальные 20% – в Германию.

«Значительная сухопутная часть еще не построена. Надо понимать, что это сами европейцы свой газопровод не достроили. И здесь мало что зависит от России и Газпрома. Ввод в эксплуатацию EUGAL изначально был запланирован на 2020 год. Давно было известно, что «Северный поток – 2» заработает к началу 2020 года в лучшем случае на прокачку только 30–40 млрд кубов вместе 55 млрд кубов (полная мощность)», – замечает Юшков.

Что касается Украины, то ей по большому счету все равно, в срок или нет будет запущен «Северный поток – 2». «Нафтогаз настаивает на срыве договоренностей и транзита, он играет на это. Для них «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» – это окончание эпохи большого транзита. Поэтому они не хотят идти на соглашения, в том числе на год, ни сейчас, ни потом», – считает Юшков.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 09.08.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики