Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климат и эгоизм: почему мир не подпишет Киотский протокол № 2

Климат и эгоизм: почему мир не подпишет Киотский протокол № 2

Пока страны-участницы саммита в Копенгагене пытаются «кинуть» друг друга, ученые говорят, что человек вообще не в силах принципиально изменить природу

 

Президент России Дмитрий Медведев, подписав Климатическую доктрину России, улетел в Копенгаген, чтобы принять участие в затянувшемся саммите климатологов. Который, как уже поняли все, ничем хорошим не кончится.

 

А основным камнем преткновения стал вопрос финансирования программ развивающихся стран, которые вообще отказываются что-либо обсуждать и брать на себя новые обязательства, пока вопрос с деньгами не решится так, как они того хотят. Напомним, Евросоюз объявил, что направит в «климатический» фонд 10,6 миллиардов долларов с 2010 по 2012 год. Россия добавила к этому 200 миллионов в год. А так называемая Зонтичная группа (Umbrella Group), которая включает развитые страны и страны с переходной экономикой (в нее входят Австралия, США, Норвегия и другие развитые страны, кроме стран ЕС, а также Россия, Украина, Белоруссия), вчера заявила о том, что предоставит дополнительное финансирование к выделенному ЕС, чтобы помощь развивающимся странам достигла 10 миллиардов.

«Этого мало!» – заявили развивающиеся страны. Корреспонденты «Свободной Прессы» попытался разобраться – почему мало и сколько кому полагается за «остановку» глобального потепления?

«Человечество не в силах повлиять на законы, по которым живет Земля…»

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности (Москва):

- Скажу вам откровенно, задолго до начала саммита в Копенгагене было ясно – это пустые хлопоты, которые закончатся ничем.

«СП»: - Отчего так пессимистично? Ведь столько народу уже две недели топчет бедную датскую землю.

- Вопрос о финансировании реформ по ограничению выбросов был поставлен очень давно. А год назад президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу прямо заявил, что развивающиеся страны обязаны нести свою долю ответственности за происходящее антропогенное загрязнение нашей планеты.

«СП»: - Финансовую?

- Нет, не финансовую, а хотя бы ответственность за сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу. Развивающимся странам такое заявление очень не понравилось. Уже тогда стало ясно – саммит в Копенгагене обречен на провал.

«СП»: - Почему сумма в 10 с лишним миллиардов долларов не понравилась развивающимся странам?

- Проблема в том, что развитые страны Европы и Америки гораздо больше загрязняют атмосферу Земли, и по логике развивающихся стран должны и больше платить. В том числе должна платить и Россия, которая по Киотскому протоколу отнесена к разряду экономически развитых стран. Об этом, кстати, наши экологи почему-то не любят говорить...

«СП»: - Мы, естественно, платить не хотим и в данной ситуации предпочли бы остаться в рядах развивающихся стран, что, собственно, и есть на самом деле?

- Кому охота отдавать деньги непонятно кому и непонятно за что? Зачем нам вскладчину с Евросоюзом платить китайцам, индусам и большому количеству стран третьего мира?

«СП»: - Неужели и Китай «косит» под «развивающуюся» страну?

- В том-то и дело! Более того, китайцы пытаются подхватить скипетр мирового лидера в деле борьбы с загрязнением окружающей среды и использовании антипарниковой риторики, отняв пальму первенства у Евросоюза. Китайцы теперь не устают повторять, что западные страны должны взять на себя обязательства, как с точки зрения сокращения доли выбросов углекислого газа, так и с точки зрения помощи развивающимся странам, то есть, в первую очередь им - китайцам.

«СП»: - В чем же тут лукавство нашего соседа?

- Китай и другие, так называемые, развивающиеся страны стоят на пороге серьезной модернизации своих экономик, а это автоматические предполагает резкое увеличение выбросов. А кому хочется получать за это штрафные санкции, когда можно получить большие деньги в виде грантов? США и Европа этот этап давно прошли и, в свою очередь, стремятся перенести свои наиболее грязные производства подальше от собственных границ – в те же Китай, Индию, в страны Юго-Восточной Азии…

«СП»: - И все же, какая сумма удовлетворила бы аппетиты стран, которые считают себя развивающимися?

- Речь на данном этапе идет не только о деньгах. Они стремятся в первую очередь продлить срок действия Киотского протокола и после 2012 года. И такая возможность в документе оговорена.

«СП»: - Зачем?

- Ни Китай, ни Индия, ни США Киотский протокол не подписывали, и его продление позволит им беспрепятственно наращивать выбросы, не неся при этом никакой ответственности.

«СП»: - Как в данной ситуации должна поступать Россия?

- Медведев, отправляясь в Копенгаген, подписал Климатическую доктрину России. В ней поставлена цель — повысить энергоэффективности производства в стране на 40 процентов к 2020 году. Этот шаг, по его мнению, должен продемонстрировать миру, что мы за экологию и что внедрение энергосберагающих технологий автоматически снизит наше участие в загрязнении планеты. И с этим трудно спорить. Но есть другая сторона медали, о которой официально никто не говорит. Дело в том, что все эти климатические игры, правила которых Запад пытается навязать миру, России очень не выгодны. Мы - крупнейший поставщик газа, но под предлогом борьбы с потеплением идет яростное вытеснение нашего сырья с западных рынков. В результате получается анекдотическая ситуация: природный газ является самым экологически чистым видом топлива, но Европа всеми силами с ним борется, опасаясь попасть под «зависимость» России. Прошлую свою русофобию Европа поменяла на газофобию. В Евросоюзе все громче раздаются голоса, что нужно отказаться от газа вообще, а все силы и средства бросить на развитие альтернативной энергетики – солнечной, ветряной, приливной и т.п.

«СП»: - Но ведь Европа поддержала строительство наших газовых трубопроводов - Северного и Южного потоков?

- Это верно. Но европейцы отлично понимают, что, во-первых, солнечные батареи не компенсируют всех потребностей в электроэнергии, а, во-вторых, с помощью антипарниковой идеологии они получают хорошие рычаги давления на поставщиков углеводородов, и в первую очередь – на Россию.

Активистам Greenpeace удалось прорваться на королевский ужин, который давался в честь глав государств и правительств королевой Дании Маргрете II

«СП»: - Мне кажется, в эту идеологию верит все меньше и меньше людей?

- Да, европейцев не раз ловили на подтасовках научных данных, не буду сейчас их все перечислять. Яркий пример - последний скандал, который уже окрестили климатгейтом. Но дело не в том. Страны, которые намерены заменить газ, уголь и нефть на альтернативные виды энергии, заведомо ставят себя в очень невыгодное положение, поскольку альтернативная энергетика реально не рентабельна. И наоборот, те страны, которые продолжают жечь углеводороды, экономически выигрывают. Поэтому США и Евросоюз придумали для мира такой «фокус»: они готовят законодательные акты для стран-членов ВТО, которые должны резко ограничить экспорт товаров из тех стран, которые, якобы, не борются с парниковым эффектом. То есть, если Россия не примет их правила игры, то рискует оказаться под действием этих санкций.

«СП»: - Но ведь сначала неплохо было бы принять нас в это самое ВТО?

- Весь цинизм американцев и европейцев в том и состоит, что подобные санкции коснутся всех, независимо от членства во Всемирной торговой организации. На сцене появляются новые правила игры, которые я бы назвал климатическими. Те, кто потребляет углеводороды - например, электростанции - вынуждены будут платить за выброс парниковых газов. И они, в свою очередь, вправе будут заявить продавцам газа, чтобы те компенсировали им эти потери.

«СП»: - Вы говорите, что Копенгаген ничем не завершится, но для чего тогда туда отправились первые лица многих стран? И как на ваш взгляд станут развиваться дальнейшие события?

- Лидеры государств с удовольствием продемонстрируют миру свою антипарниковую риторику, попиарятся на этом фоне и заявят о своей глубокой озабоченностью проблемами экологии. Но, скажут они потом, возникли некие непреодолимые проблемы, которые они, конечно же, постараются решить, если не в этот раз, так в следующий. Возможно, будет принята некая политическая декларация. Но развивающиеся страны будут действовать все равно согласно своей собственной стратегии. Они уже завили, что готовы сократить свои выбросы СО2, но по своеобразной формуле: никто не обещает сократить нормы выброса, скажем на 20 процентов, а привязывают их к ВВП - будет расти ВВП, будут расти и выбросы.

«СП»: - То есть, норма будет не сокращаться, а расти параллельно ВВП?

- Совершенно верно.

«СП»: - Как вы относитесь к страшилкам, типа повышения кислотности океана вследствие потепления климата, гибели кораллов, появлению белых медведей-каннибалов и т.п.?

- Присмотритесь внимательно к тому, чем нас пичкают западные СМИ: если уменьшается площадь ледников в Арктике и Антарктике – нас убеждают, что виноваты парниковые выбросы. Если площадь ледников увеличивается – говорят, что виновата озоновая дыра, которая образовалась также вследствие тех же парниковых выбросов… То есть мы получаем следующий вывод: все, что на Земле происходит негативного, все напрямую связывается заинтересованными странами с грядущим потеплением климата, которого на самом деле нет. Между тем, серьезные ученые давно поняли: вся деятельность человека на Земле – это капля в огромном море, и вряд ли человечество в силах хоть как-то повлиять на законы, по которым живет наша планета, ибо существуют гораздо более могущественные силы. Впрочем, никто не отрицает, что следует бороться с загрязнением нашего дома-Земли. Но это совсем другая история.

Авторы: Александр Бушев, Ирина Смирнова

Источник: Свободная пресса, 18.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики