Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина должна поделить трубу перед переговорами с Россией по газу – эксперт

Украина должна поделить трубу перед переговорами с Россией по газу – эксперт

Ни о каком новом транзитном контракте с Украиной не может быть и речи до тех пор, пока не закончится разделение вертикально интегрированной кампании «Нафтогаз» по функциям на отдельные компании, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Выделение  ГТС из «Нафтогаза»

О планах на переговоры с Россией по газу рассказал новый глава Минэнерго Украины Алексей Оржель. По его словам, Киеву предстоит закончить выделение газотранспортной системы (ГТС) из «Нафтогаза», поэтому сейчас украинская сторона работает над тем, какая модель лучшая, ее обсуждают с американскими партнерами.

Далее, когда мы выберем лучшую модель, максимально быстрая сертификация и потом переговоры по транзиту, заявил на пресс-конференции Оржель. К переговорам с Россией по транзиту газа новый министр энергетики планирует подойти в «полной боевой готовности».

«Выделение газотранспортной системы из «Нафтогаза», так называемый анбандлинг, должен был произойти давным-давно, еще в начале 2019 года. Планы поделить трубу связаны с тем, что Украина решила имплементировать европейское антимонопольное право, в том числе в сфере газовой индустрии. Киев подписался под европейским энергопакетом, поэтому взял на себя обязательства провести разделение вертикально интегрированной кампании «Нафтогаз» по функциям на отдельные компании.

«Газпром» в свою очередь справедливо отмечает, что пока разделение не произошло, то не понятно, с кем вообще вести договоры и о чем договариваться. Ни о каком новом транзитном контракте с Украиной в таких условиях не может быть и речи, так как «Нафтогаз» может прекратить свое существование в нынешнем виде буквально через несколько месяцев. Очень сомнительно, что Киев сможет в ускоренном темпе пройти сертификацию по правилам Европейского союза, процесс обычно довольно долгий», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Раньше процесс анбандлинга был затянут из-за разногласий между руководством «Нафтогаза» в лице его руководителя Андрея Коболева и главой правительства Украины Владимира Украины. Как поясняет Митрахович, существуют разные типы анбандлинга и каждая из сторон пыталась протащить собственный подход к этому процессу.

Гройсман хотел, чтобы нынешнее руководство «Нафтогаза» вообще бы не имело отношения к новой компании, а контроль находился полностью в руках правительства. Коболев же настаивал на формально выделении ГТС из «Нафтогаза», сохранении контроля над транзитом и самое главное деньгами за транзит. 

Компромисс на переговорах по транзиту газа

«От нового министра в лице Оржеля зависит не очень много. Реформа устава «Нафтогаза» до сих пор не проведена, и пока этого не произошло, ключевые решения принимает совет директоров,  который заседает в Лондоне и правительству особо не подчиняется. Вопрос в том, способен ли новый премьер Гончарук как-то повлиять на новый устав «Нафтогаза» и ограничить полномочия Коболева, который сохраняет поддержку американцев.

Вопрос о том, насколько быстро удастся провести анбандлинг, остается дискуссионным. А что касается США, то сегодня любое решение на Украине принимается с одобрения американцев. Никакой легитимности у новой власти нет, и проводить свои предложения они могут только после утверждения в Вашингтоне. Это касается и проектов сотрудничества с Россией, где никаких реальных предложений по контракту мы так и не услышали», - добавляет Станислав Митрахович.

Киев на вопросе транзита уже не первый год устраивает крупные политические игры, втягивая в них Россию и Европу по заказу США. Понятно, что остановка украинского транзита американцев очень порадует, так как она даст Вашингтону новые козыри для продвижения экспансии своего сжиженного газа в Евросоюз. Хотя, конечно, в США этого не признают и будут говорить, что они выступают за укрепление стабильности и надежности поставок, но в реальности Вашингтон крайне не заинтересован в подписании соглашения на транзит российского газа через Украину после 2019 года.

Как ранее предположил директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, украинские власти в свою очередь стремятся угодить Вашингтону, дабы претендовать на новые американские кредиты, без которых выплаты по предыдущим займам представляются неподъемными. Хотя здесь есть и обратная сторона медали – ряд украинских экспертов предполагает, что проблемы с транзитом газа могут обернуться для страны риском техногенной катастрофы. Все эти вопрос обязательно будут обсуждаться на предстоящих переговорах по транзиту газа в формате ЕС — Россия — Украина.

«Трехсторонняя встреча возможна, даже если к тому моменту анбандлинг не будет проведен, но она в этом случае не привести к заключению контракта. Для достижения компромисса от Киева нужны какие-то реальные действия. Во-первых, анбалдинг, во-вторых, договоренность с Россией по поводу стокгольмских решений, снятие части требования по штрафам. Им предстоит чем-то поступиться, иначе контракт заключить не удастся», - считает эксперт.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 02.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики