Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия откачкой сырья лишила Польшу аргументов по "грязной нефти"

Россия откачкой сырья лишила Польшу аргументов по "грязной нефти"

Польская сторона ничего не добьется от РФ с помощью новых претензий по так называемой грязной нефти – уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Новые претензии Польши выглядят сомнительно

Заместитель председателя компании PERN, являющейся оператором той части магистрального нефтепровода «Дружба», которая проходит через Польшу, Рафал Миланд заявил, что на территории страны остается порядка полумиллиона тонн «грязной нефти» из России.

По словам Миланда, здесь идет разговор о нефти, которая не соответствует нормам, т.е. эталонным маркам, которые прописаны в договоре на поставку сырья. Если раньше на территории Польши ее было около миллиона тонн, то сейчас остается порядка полмиллиона.

Кроме того, Миланд заявил, что «очистка» польской нефтепроводной системы от «загрязненной нефти» затребует до одного года, что говорит о том, что именно такой период времени со стороны Варшавы будут литься претензии по отношению к Москве.

«Интересно, что «Транснефть» говорила о том, что данная «загрязненная» нефть не попала на польские НПЗ, а, во-вторых, попав на польский участок газопровода, она сразу была откачена на территорию Белоруссии, а затем и в Россию. Соответственно, на территории Польши не должно было остаться никакой загрязненной нефти, а, тем более, не огромные объемы в полмиллиона тонн», - заключает Юшков

Как замечает эксперт, такое могло случиться только в том случае, если поляки не покупали ее в танкерах с порта Усть-Луга, но тогда они прекрасно понимали, что это такое и не имеют права предъявлять претензии к нашей стране по поводу этих объемов.

«Просто они использовали данную нефть, чтобы разбавлять американскую сланцевую, где и так существует огромное число примесей, из-за чего она гораздо серьезней загрязнена, чем те поставки из России, о которых в настоящее время идет спор», - резюмирует Юшков.

Здесь нужно отметить, что нефть не однородна, и ее чистота и качество зависят от источника. В результате, есть эталонные марки нефти – это Brent, WTI и Dubai, а также большое число остальных, включая российские Urals, REBCO, а также многие другие.

«В результате, поляки закупали в танкерах российскую нефть, чтобы улучшить качество американской, и если именно об этом идет спор, то польские претензии, однозначно, несостоятельны, и Россия точно не будет на них реагировать», - констатирует Юшков

По словам Игоря Валерьевича, в таком случае поляки прекрасно знали, что они покупали, поэтому об их претензиях нет смысла говорить, а вторым моментом является то обстоятельство, что Польша с самого начала этой истории пыталась на ней заработать.

Феномен «грязной нефти» носит политический характер

«С тех пор, как только стало известно об этой истории, и несмотря на то, что нефть не дошла до их НПЗ, в Варшаве начали говорить, что все ужасно и все сломалось, и вообще дайте нам скидку, поэтому данное заявление из этой оперы», - заключает Юшков.

Кстати говоря, именно из-за того, что поляки и белорусы начали требовать скидку и был выбран вариант откачки сырья в обратном направлении, поскольку так называемую загрязненную нефть можно использовать дальше, не говоря уже о том, что ее легко довести до нужного качества путем добавления эталонной нефти. Именно так поляки и поступают с американской сланцевой нефтью.

«Соответственно, непонятно, о какой нефти поляки вообще ведут речь, если «Транснефть» все давно откачала в Россию, поэтому очевидно, что данное заявление польской стороны носит, главным образом, политический характер», - резюмирует Юшков

Что касается «грязной нефти», то, как замечает эксперт, здесь идет разговор о хлорорганических веществах, которые не влияют на производственные качества сырья, которое можно без проблем продать и затем переработать в любой вид топлива.

«Здесь абсолютно нет проблем – Россия ведь не выкидывает откаченную нефть, а просто постепенно добавляет к ней кондиционные объемы, которые будут являться нормальными и не вызовут ни у кого ненужных вопросов», - констатирует Юшков.

Все это говорит о том, что данная история с грязной нефтью носит политический характер, тем более, она странным образом совпала с дискуссией между Россией и Белоруссией по объему дотаций Минску со стороны Москвы, не говоря уже о том, что наши партнеры должны были сразу зафиксировать поступление такого сырья. Этого не случилось и данная нефть дошла даже до Польши.

Впрочем, проблема здесь существует, и связана она с тем, что «Транснефть» поставляет сырье с разных российских месторождений, которые очень сильно различаются по качеству, из-за чего и возник этот странный феномен «грязной нефти». 

«От «грязной нефти» не сломался ни один нефтепровод, ни один НПЗ, и все там работает прекрасно, поэтому данные претензии поляков носят медийный характер, поскольку ранее подобные вопросы решались путем предоставления скидки», - заключает Юшков.

Соответственно, здесь мы видим чисто медийный эпизод, вызванный сложными отношениями России с рядом своих потребителей нефти. В то же время, эта история не приведет к нарушению существующих торгово-экономических связей.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 03.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики