Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война за трубы

Война за трубы

Турция и Италия заманивают Россию в Самсун — Джейхан

Пока Болгария тормозит начало строительства трубо­провода Бургас — Александруполис, операторы Самсун — Джейхана предлагают Москве заманчивые условия вхождения в проект. В частности, долю участия в нем России Турция и Италия ставят в зависимость от гарантированных объемов российской нефти. Кроме того, Стамбул обещает преимущественные условия использования своих проливов. Российская сторона пока изучает экономическую эффективность проекта и в начале следующего года примет решение по участию в строительстве трубы.

На прошлой неделе в Милане проходили переговоры между операторами нефтепровода Самсун — Джейхан и российской стороной. Турецкий холдинг Calik Energy и итальянская Eni предлагают России стать участником проекта, а ее доля будет напрямую зависеть от того, сколько российские компании готовы транспортировать по трубе нефти. Однако Москва говорит, что степень своего участия будет определять от экономической эффективности проекта. «Мы не хотели бы говорить о гарантированных объемах нефти. Для нас важно сейчас определить экономическую эффективность проекта. Все подсчеты могут быть завершены в начале следующего года», — сказал РБК daily пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.

Нефтепровод рассчитан на транспортировку в год 60—70 млн т нефти. 550-километровая труба соединит порты Самсун и Джейхан. Она должна разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы на Черном море, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн т нефти и 40 млн т нефтепродуктов. При этом, по не которым данным, Турция готова снять действующие ограничения на проход танкеров через свои проливы для государств — участников проекта строительства нефтепровода.

Предложения турецкой стороны выглядят крайне интересными для России, и ситуация складывается явно не в пользу альтернативного нефтепровода Бургас — Александруполис. Под предлогом необходимости изучения влияния трубы на экологию страны София уже отсрочила начало ее строительства. Затем Болгария заявила, что ее не устраивает распределение долей в проекте. К тому же премьер-министр страны Бойко Борисов хотел бы, чтобы проект был не просто транзитным, а энергетическим.

Однако Россия воспринимает эти два нефтепровода как два абсолютно разных проекта. Как пояснял ранее министр энергетики Сергей Шматко, Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан являются составляющими будущей транзитной системы Каспийского и Черноморского регионов.

«Роснефти» было бы выгодно поставлять свою нефть в Самсун — Джейхан, поскольку в таком случае компания не зависит от постоянно изменчивой цены фрахта, отмечает аналитик ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров. В то же время проблемы со строительством нефтепровода Бургас — Александруполис серьезные, однако это не повод отказываться от него. «Российским компаниям важно не потерять влияние на растущем рынке транспортировки нефти», — говорит г-н Александров.

Еще пару лет назад отношения России и Турции были достаточно напряженными, однако теперь Стамбул рассчитывает, что российские компании заполнят трубопровод Самсун — Джейхан, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, России выгоднее будет отказаться от реализации одного из проектов, например от «экономически нерентабельного» трубопровода Бургас — Александруполис.

Автор: Галина Старинская

Источник: РБК Daily, 21.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики