Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз запретит "Газпрому" заполнять OPAL?

Евросоюз запретит "Газпрому" заполнять OPAL?

Польский энергетический концерн PGNiG выиграл в Европейском суде юстиции дело о газопроводе OPAL. Об этом решении сообщили в министерстве энергетики Польши.

В ведомстве отметили, что "суд ЕС вынес выгодный для Польши вердикт по вопросу использования "Газпромом" газопровода OPAL". Было отменено решение Еврокомиссии, которое давало российской компании право "использовать газопровод на 100%", уточнили в Минэнерго.

Это, как считают в ведомстве, "очередное после принятия Газовой директивы событие, которое ограничивает монополию "Газпрома" в Европе".

Министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский прокомментировал вердикт суда. Как отметил глава ведомства, он рад, что интересы Польши учтены "в настолько важном европейском учреждении".

В Минэнерго полагают, что решение Европейского суда юстиции не позволит "Газпрому" отказаться от транзита через территорию Украины. Компании придется сократить использование "Северного потока", поэтому она, "вероятно, не сможет полностью отказаться от транзита газа через Украину", также "Газпром" "будет вынужден продолжить трехсторонние переговоры с Еврокомиссией и Украиной", пояснили в ведомстве.

"Победа Польши ... снижает вероятность серьезного газового кризиса на Украине", - цитирует Тхужевского ТАСС.

Также этот кризис может "ударить по другим странам региона, включая Польшу", заключил министр.

Газопровод OPAL мощностью 36 млрд куб м в год соединяет "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Газ поступает в Германию до границы с Чехией.

Европейский суд и Высший земельный суд Дюссельдорфа в июле 2017 года сняли обеспечительные меры на использование "Газпромом" мощностей OPAL, наложенные по иску PGNiG. После этого Федеральное сетевое агентство ФРГ открыло доступ к дополнительным мощностям газопровода. Таким образом, вновь начало действовать разрешение Еврокомиссии, согласно которому "Газпром" в 2016 году получил доступ к 90% мощностей OPAL. Польша это решение оспорила.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, если Польше действительно удастся провести все необходимые процедуры и запретить "Газпрому" заполнять OPAL на 100%, то этот трубопровод, скорее всего, просто останется недоиспользованным – никакой другой газ по нему поставляться не будет.

"Нет поставщиков, которые в ближайшее время могли бы заполнить те объемы, которые "Газпром" вынудят освободить – если это на самом деле произойдет. OPAL был построен именно под нужды "Газпрома" как единственного поставщика на этом маршруте, и очень маловероятно, что его кто-то заменит. Если взять тот же норвежский газ, то у него свои каналы поставок, а существенного роста его добычи не прогнозируется, так что OPAL окажется попросту нечем заполнять", - указал он.

У "Газпрома" есть шанс отменить это решение Евросуда. "Будет подача апелляции, решение все еще можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, судебный процесс еще не закончен. Но если апелляцию выиграть не удастся, то прежде всего это ударит по немецким партнерам "Газпрома", так как уменьшится возможность использовать этот внутренний германский газопровод для прокачки российского газа", - добавил Алексей Кокин.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что претворение в жизнь решения Евросуда обернется для Евросоюза огромными потерями в газовом импорте. "Между Россией и Украиной нет контракта на транзит газа после 31 декабря 2019 года, по крайней мере, нынешнее руководство "Нафтогаза" открыто говорит, что ничего подписывать не собирается. При этом при полностью загруженных "Северном потоке-1" и OPAL в 2018 году через Украину прошло транзитом 86,8 млрд кубометров газа. Если же европейцы заставят "Газпром" перекинуть еще 15-20 млрд кубометров газа в год из этого обходного маршрута на украинский транзит, то с 1 января, когда украинский транзит будет остановлен, они потеряют громадные объемы газа", - пояснил он.

"По сути, в Европейском суде в преддверии завершения текущего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом" еще ухудшают ситуацию самим себе тем, что ограничивают поставки по обходной трубе. Казалось бы, стоит наоборот строить как можно больше обходных газопроводов, но принято решение, по сути, поставить под вопрос энергобезопасность европейцев в зимний период. Позиция эта совершенно нерациональна. Разумеется, "Газпром" как оператор "Северного потока-1" будет оспаривать это решение, суды продолжатся, ведь настоящего обоснования того, почему нельзя загружать OPAL на полную мощность, так и не предоставили", - обратил внимание Игорь Юшков.

"Согласно "Третьему энергопакету", конкуренция должна быть обеспечена – однако в случае газопровода OPAL никакой конкуренции просто не может быть. Там, где он начинается, соединяясь на берегу Германии с "Северным потоком-1", никакой другой газопровод из воды не выходит, СПГ-терминала тоже нет, так что просто физически конкуренции неоткуда взяться. Других поставщиков, кроме "Газпрома", в этой инфраструктуре быть не может. Напомню, что много лет "Газпром" загружал OPAL всего на 50%, поскольку предполагалось, что на свободные мощности придет какой-либо другой поставщик – но никто так и не пришел. Я думаю, что это решение во многом политическое, предупреждающее, что то же самое может произойти и с "Северным потоком-2", а тогда инвесторы начнут отказываться от реализации этого проекта", - заключил эксперт.

Источник: Вестник Кавказа, 10.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики