Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

«Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

Польский политолог Матеуш Пискорский считает, что мотивы решения Европейского суда никак не связаны с экономическими соображениями

Снова под опалой: Европейский суд счел, что «Газпром» не может использовать трубопровод «Опал» на полную мощность. Эта труба — сухопутное продолжение первого «Северного потока».

Раньше «Газпром» мог загружать эту нитку только на половину мощности. Это связано с европейским антимонопольным законодательством. Но потом Еврокомиссия разрешила «Газпрому» использовать трубу на 90%. Однако против этого выступила Польша, и Европейский суд встал на ее сторону. С чем это связано, объясняет польский политолог Матеуш Пискорский:

«На самом деле, уже несколько лет все понятно, все понятно с момента, когда начались переговоры позже с США по поводу доставки сжиженного газа, когда начался довольно большой проект, возглавляемый Польшей, чтобы страны Центральной и Восточной Европы постепенно переходили на поставки именно американского сжиженного газа. Так что любые попытки блокировать доступ «Газпрома» к европейским рынкам приносят пользу американским партнерам польского правительства. Так что, я думаю, в этом суть. Плюс еще, конечно, это политическая точка зрения Польши, что необходимо поддерживать интересы Украины в качестве транзитной страны. Так что есть два основных мотива, и это мотивы, никак не связанные с экономическими соображениями».

Сама Польша получает российский газ по трубопроводу Ямал — Европа, который идет из России в Германию. Кроме того, недавно Варшава заявила, что хочет увеличить тарифы на транзит газа. Что же касается Украины, то сокращение поставок по «Опалу» тоже в ее транзитных интересах.

Все это накладывается и на вопрос строительства «Северного потока — 2», против которого выступают и Польша, и Украина, и США. Эксперты называют решение суда надуманным.

Когда «Газпрому» разрешили полностью заполнять трубу, то Еврокомиссия сделала оговорку: возможность прокачивать газ должна быть и у других компаний, но, кроме «Газпрома», этого просто никто не делает. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Европейские правила о доступе третьих сторон не просто так сделаны, чтобы понизить эффективность использования инфраструктуры, а наоборот, чтобы повысить ее. Соответственно, чтобы простаивающие мощности были зарезервированы на долгосрочной основе, чтобы могли получить доступ к ним другие игроки рынка. Здесь ситуация прямо противоположная была, то есть был игрок рынка, который хотел воспользоваться, но из-за этого ограничения он не мог купить мощность. В итоге инфраструктура использовалась не оптимальным образом, а всего лишь на 50%, это абсурд. Этот вопрос был разрешен. А отменили сейчас это решение Еврокомиссии под предлогом того, что она не проанализировала возможное влияние нового режима функционирования газопровода на безопасность газоснабжения Польши. Решение надуманное и политическое, и то, что оно появилось сейчас в таком виде, я бы связывал с тем, что будут переговоры по украинскому транзиту».

Трехсторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и Евросоюзом пройдут 19 сентября.

Источник: BFM.RU, 10.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики