Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

«Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

Польский политолог Матеуш Пискорский считает, что мотивы решения Европейского суда никак не связаны с экономическими соображениями

Снова под опалой: Европейский суд счел, что «Газпром» не может использовать трубопровод «Опал» на полную мощность. Эта труба — сухопутное продолжение первого «Северного потока».

Раньше «Газпром» мог загружать эту нитку только на половину мощности. Это связано с европейским антимонопольным законодательством. Но потом Еврокомиссия разрешила «Газпрому» использовать трубу на 90%. Однако против этого выступила Польша, и Европейский суд встал на ее сторону. С чем это связано, объясняет польский политолог Матеуш Пискорский:

«На самом деле, уже несколько лет все понятно, все понятно с момента, когда начались переговоры позже с США по поводу доставки сжиженного газа, когда начался довольно большой проект, возглавляемый Польшей, чтобы страны Центральной и Восточной Европы постепенно переходили на поставки именно американского сжиженного газа. Так что любые попытки блокировать доступ «Газпрома» к европейским рынкам приносят пользу американским партнерам польского правительства. Так что, я думаю, в этом суть. Плюс еще, конечно, это политическая точка зрения Польши, что необходимо поддерживать интересы Украины в качестве транзитной страны. Так что есть два основных мотива, и это мотивы, никак не связанные с экономическими соображениями».

Сама Польша получает российский газ по трубопроводу Ямал — Европа, который идет из России в Германию. Кроме того, недавно Варшава заявила, что хочет увеличить тарифы на транзит газа. Что же касается Украины, то сокращение поставок по «Опалу» тоже в ее транзитных интересах.

Все это накладывается и на вопрос строительства «Северного потока — 2», против которого выступают и Польша, и Украина, и США. Эксперты называют решение суда надуманным.

Когда «Газпрому» разрешили полностью заполнять трубу, то Еврокомиссия сделала оговорку: возможность прокачивать газ должна быть и у других компаний, но, кроме «Газпрома», этого просто никто не делает. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Европейские правила о доступе третьих сторон не просто так сделаны, чтобы понизить эффективность использования инфраструктуры, а наоборот, чтобы повысить ее. Соответственно, чтобы простаивающие мощности были зарезервированы на долгосрочной основе, чтобы могли получить доступ к ним другие игроки рынка. Здесь ситуация прямо противоположная была, то есть был игрок рынка, который хотел воспользоваться, но из-за этого ограничения он не мог купить мощность. В итоге инфраструктура использовалась не оптимальным образом, а всего лишь на 50%, это абсурд. Этот вопрос был разрешен. А отменили сейчас это решение Еврокомиссии под предлогом того, что она не проанализировала возможное влияние нового режима функционирования газопровода на безопасность газоснабжения Польши. Решение надуманное и политическое, и то, что оно появилось сейчас в таком виде, я бы связывал с тем, что будут переговоры по украинскому транзиту».

Трехсторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и Евросоюзом пройдут 19 сентября.

Источник: BFM.RU, 10.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики