Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Политика опять приходит и доминирует»

«Политика опять приходит и доминирует»

Константин Симонов — об ограничении доступа «Газпрома» к Opal

«Газпром» вынудили сохранить транзит газа через Украину. Европейский суд ограничил доступ компании к газопроводу Opal, который является сухопутной веткой «Северного потока». В конце этого года истекает транзитный контракт России и Украины. До сих пор страны не приступили к обсуждению продления договора. 19 сентября должны состояться переговоры между «Газпромом», «Нафтогазом» и представителями Еврокомиссии. Решение по ограничению доступа «Газпрома» к Opal носит политический характер и создает риски для «Северного потока-2» в будущем, предупредил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Что значит это решение по Opal для «Газпрома»?

— Понятное дело, что «Газпром» наверняка будет подавать в суд снова. Почему? Потому что эта история длится уже много лет, были суды не в пользу «Газпрома», но были в конечном счете судебные решения в пользу «Газпрома». Что называется, никогда такого не было, и вот опять. Поэтому на этом вся история не заканчивается, «Газпром», конечно, тоже будет судиться.

Проблема заключается ведь не только в том, что сейчас возникает вопрос по заполнению второй половины газопровода Opal. Очевидно, почему это произошло именно сейчас, за несколько месяцев до завершения транзитного договора с Украиной.

Как бы нас там ни уверяли, что европейские суды далеки от политики, есть все-таки подозрение, что это не совсем так.

Сейчас предпринимается попытка склонить «Газпром» к сохранению транзитных отношений с Украиной и создать прецедент, который можно потом было бы использовать и по дальнейшим судам по газопроводу EUGAL, который является продолжением «Северного потока-2». Да и, кстати, по самому газопроводу «Северный поток-2» тоже — мы помним эту историю с распространением энергетической директивы на морские газопроводы, что, в принципе, тоже позволяет юридически попытаться заблокировать половину мощности «Северного потока-2».

Но проблема-то заключается в том, что «Газпром» суды по Opal выигрывал не просто так. Он апеллировал к европейскому законодательству. И дело в том, что Opal на самом деле не имеет исключений из третьего энергопакета. То есть «Газпром» не имел каких-то особых исключительных прав, как, скажем, имеет газопровод от Анапы, по которому азербайджанский газ должен дойти до Европы, его просто исключили из регулирования правил третьего энергопакета, и никто никакие суды там не устраивает. Opal функционирует в рамках европейского законодательства, там есть четкая процедура по второй половине этой мощности. Первая половина оставляется владельцу, вторая выставляется на аукцион, то есть на самом деле труба-то функционировала в соответствии с европейскими правилами. Вот это главная проблема для европейцев: принимаются решения, противоречащие их собственному законодательству. И, конечно, «Газпром» попытается за это зацепиться.

Но мы видим, что политика опять приходит и доминирует — так же, как в случае с Данией. Дания, например, довольно грубо нарушает Конвенцию ООН по морскому праву от 1972 года, не выдавая разрешения. Но ведь она это делает, и никто ей по рукам не бьет, ООН не возмущается этим. Мы видим просто, что чем ближе зима, чем ближе завершение этого договора, тем больше таких странных историй. Вот неожиданный политический кризис с Болгарией, причем там сразу несколько событий: вдруг Болгария решила резко обострить отношения с Россией и устроить несколько дипломатических скандалов. А мы знаем, что сейчас в Болгарии должна начинаться стройка продления «Турецкого потока» по суше, как раз от турецкой границы до сербской. Вдруг на ровном месте мы имеем вот такую проблему. Итоги тендера там тоже оспорены.

По всем направлениям оппоненты России работают.

Здесь нет, увы, никакой конспирологии, есть правда жизни. Еще раз повторяю: юридические аргументы на стороне «Газпрома». Другое дело, что суд — тоже процедура очень длинная. И я думаю, здесь основная задача — на зиму заморозить половину мощностей Opal, поскольку Opal — это продление «Северного потока», и, собственно, уже он во многом забирает транзитную мощность у Украины, чтобы и с этой точки зрения не дать «Газпрому» возможности создать схему, когда он мог бы первый квартал следующего года прожить, что называется, вообще без Украины. Такие варианты рассматриваются.

Если не будет транзитного договора, «Газпрому» нужно что-то с этим будет делать, поскольку еще же «Северный поток-2» не готов, и не будет готов, труба по югу, через Болгарию, тоже, возможно, готова не будет, и в этой ситуации нужно будет искать какие-то альтернативы. И, конечно, на Opal в этом плане рассчитывают. Если половина мощности будет заблокирована зимой, то это будет означать, что «Газпром» вынужден будет какие-то транзитные отношения с Украиной сохранять. Тем самым ребята, конечно, добавляют интриги в эту и так очень непростую историю.

Источник: Коммерсантъ FM, 11.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики