Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит на дальнем фоне. Почему "Газпром" урезали в прокачке по газопроводу Opal

Транзит на дальнем фоне. Почему "Газпром" урезали в прокачке по газопроводу Opal

 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал, почему суд ЕС решил ограничить права "Газпрома" по газопроводу OPAL.

 

Что случилось

Суд ЕС принял сторону Варшавы в ее споре с "Газпромом" по газопроводу OPAL и отменил решение Еврокомиссии об изменении режима его использования, сообщает в Twitter Министерство энергетики Польши.

"Решение суда ЕС является доказательством легитимности польских обвинений и эффективности польской администрации. Я рад, что аргументы Польши в таком важном европейском институте были услышаны", – заявил польский министр энергетики Кшиштоф Чоржевски.

Он также выразил признание правительствам Литвы и Латвии за поддержку и сотрудничество.

Мнение

"Решение касается половины мощности данной системы. Напомню, что несколько лет длились суды и "Газпром" в судах доказывал возможность использования второй половины мощности газопровода OPAL. И с точки зрения права, это решение вызывает только грусть, потому что на самом деле "Газпром" действовал полностью в соответствии с европейским правом и европейским законодательством. Он не имеет исключений из Третьего энергопакета и применяет те процедуры, которые там прописаны, и которые позволяют "Газпрому" использовать вторую половину мощности газопровода OPAL", – заявил Baltnews глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, "данное решение, которое принималось под давлением польской компании PGNiG, означает, что европейские суды в очередной раз говорят о том, что европейское законодательство на территории ЕС нарушается".

"Возьмем историю с Данией, которая не дает разрешение на строительство "Северного потока–2". Там нарушается международное право, что тоже очень грустно, но все в Европе смотрят на это, прикрыв глаза", – отметил собеседник Baltnews.

Симонов считает, что принятие судом ЕС подобного решения свидетельствует о разрушении европейской системы права в целом.

"Мы имеем дело, к сожалению, с разрушением европейской системы права, и это очень грустно, потому что мы всегда считали, что эта система, которая берет начало еще с римских времен, является образцом честности и фундаментальности. Теперь выясняется, что в Европе закон "что дышло – куда поверни, туда и вышло", – подчеркнул глава Фонда национальной энергетической безопасности.

Константин Симонов уверен, что принятое решение напрямую связано с окончанием действия транзитного договора с Украиной 1 января 2020 года. По его словам, "сейчас задача тех европейцев, которые делают ставку на Украину, рассматривая ее как некую "кнопку на стуле у России", – сделать так, чтобы у "Газпрома" не было других вариантов, кроме как продолжить транзитные отношения с Украиной".

"Да, мы знаем, что не будет завершено строительство "Северного потока–2" к 1 января, не будет завершено строительство газопровода EUGAL, не будет завершено продление через Болгарию и Сербию до Венгрии. Возникает вопрос – есть ли у "Газпрома" варианты убрать Украину из транзита уже первого января, так чтобы продержаться хотя бы следующую зиму. Варианты такие есть, но если убрать половину мощности OPALа других возможностей уже не останется, кроме как продолжать отношения с украинской стороной", – считает эксперт.

По словам Симонова, "вся эта история будет использована как прецедент и дальше уже пойдут суды, во-первых, по газопроводу EUGAL, во-вторых, по самому "Северному потоку–2" .

"Как мы знаем, было принято решение распространить Третий энергопакет на морские газопроводы, тоже совершенно странное. Но тем не менее это решение было, и я не исключаю, что и историю с OPAL будут применять в отношении "Северного потока–2", – резюмировал Симонов.

Собеседник Baltnews отметил, что рассматривает это решение как "насмешку над самим европейским правом, и это очень грустно, когда европейцы нарушают свои же собственные законы в ущерб политической целесообразности, а потом рассказывают нам истории про то, что надо отделять политику от экономики, что право должно доминировать и прочие вещи, в которые, к сожалению, сами уже давно не верят".

Источник: Baltnews.lt, 11.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики