Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ультиматумы Украины перед газовыми переговорами с Россией выявили "директивы" США

Ультиматумы Украины перед газовыми переговорами с Россией выявили "директивы" США

Заявления руководства "Нафтогаза" о неких 11-14 млрд долларов компенсации с "Газпрома" по транзиту газа – страшилка, не имеющая юридических оснований. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Исполнительный директор "Нафтогаза" Украины Юрий Витренко объявил: Киев потребует от России компенсацию в размере 11-14 миллиардов долларов в случае, если "Газпром" будет отстаивать позицию о заключении нового договора о транзите газа на существующих условиях. "Если через Украину продолжится транзит, то мы не будем пересматривать тарифы и тогда "Газпрому" не придется компенсировать нам эти $11-14 млрд. Если они настоят на своей текущей позиции, мы заставим их заплатить, компенсировать наши потери", - сказал он.

"На сегодняшний день и России, и Европе хотелось бы понять, чего на самом деле в новом газовом контракте хочет Украина, - отмечает аналитик – Складывается впечатление, что "Нафтогаз" намеренно запутывает ситуацию перед переговорами 19 сентября в Брюсселе. Они предъявляют маловменяемые требования "Газпрому" и высасывают из пальца какие-то компенсации. Якобы российская сторона должна будет выплатить Украине некие многомиллиардные суммы за прекращение газового транзита.

Это полный абсурд. Отсутствие транзита означает, что контракт на прокачку газа не будет продлен после 31 декабря 2019 года. На этом закончатся правовые отношения между "Газпромом" и "Нафтогазом". Любые компенсации возможны только на основании действующих договоренностей – за нарушение их пунктов. Однако если с января 2020 года транзит остановится, значит Украина не смогла или не захотела договориться. И страшилки о компенсациях – просто блеф".

Абсурдные доводы

Ранее в Еврокомиссии сообщили, что трехсторонняя встреча по газу в формате Россия - ЕС - Украина на уровне министров энергетики пройдет 19 сентября в Брюсселе. Главной темой встречи станет обсуждение условий поставок и транзита российского газа в ЕС через территорию Украины с 2020 года, то есть после завершения действующего транзитного контракта. Москва, Брюссель и Киев уже подтвердили свое участие, Европу представит еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович.

Еврокомиссия предлагает России и Украине заключить новый долгосрочный транзитный контракт сроком на 10 лет с гарантированным годовым объемом прокачки газа по украинской газотранспортной системе. Это должно обеспечить Киеву поступления от России в размере до $3 млрд в год в качестве оплаты за транзит. Россия предлагает просто продлить на год действующий контракт, а Украина, по словам главы кабинета министров, намерена добиться долгосрочных договоренностей.

"Разные руководители "Нафтогаза" выступают с завидной регулярностью, заявляя, что Россия намерена прекратить транзит газа по украинской территории с января 2020 года. Это лукавство и сознательное запутывание публики в заблуждение. "Газпрому" очевидно нужен новый контракт – по крайней мере, на 2020 год. Хотя бы потому, что Германия не успела построить продолжение газопровода "Северный поток-2" по европейской территории. И от Болгарии до Сербии все еще не проложен участок продления "Турецкого потока".

При этом Витренко снисходительно указывает, что "Нафтогаз" – так уж и быть – не будет поднимать тарифы в новом контракте. Но и это сознательное лукавство. Украинская сторона несколько раз пыталась поднять тарифы в рамках действующего контракта в международном арбитраже Стокгольма. Но суд отказывал – ценообразование прописано четкой формулой в контракте и отклоняться от нее нельзя. Так что и здесь преимущества Киева мнимые", - подчеркивает эксперт.

Американский "след"

Предыдущие трехсторонние переговоры по транзиту газа между Россией, Еврокомиссией и Украиной прошли в июле в Берлине и окончились ничем –политические пертурбации на Украине не позволили заключить договоренностей. В целом не было понятно, кто должен представлять Киев в диалоге с Москвой, какова позиция новой власти Украины и насколько она готова идти на компромиссы. Россия демонстрирует готовность заключить договоренности, но выставляет свои условия.

Министр энергетики РФ Александр Новак в июле прокомментировал итоги трехсторонних переговоров. Он объявил, что основным условием продолжения поставок газа через украинскую территорию после 1 января 2020 года является урегулирование текущих судебных споров. Также Москва неоднократно указывала: новые газовые договоренности должны быть экономически обоснованными, а тарифы Украины на прокачку – конкурентными.

"Тарифы, по которым Россия прокачивает газ транзитом через Украину согласно действующему контракту, итак завышен – он один из самых высоких в Европе. Так что по сути жаловаться Киеву не на что. Именно поэтому все пытаются понять – чего же на самом деле хочет "Нафтогаз"? Россия заинтересована в продлении контракта – нужно просто сесть и договориться. Вместо этого Киев сыплет угрозами, выдумывает какие-то компенсации и заведомо невыполнимые условия.

Складывается впечатление, что "Нафтогаз" делает все, чтобы сорвать подписание нового контракта. Этой компанией до сих пор управляют люди экс-президента Петра Порошенко, и вызванные срывом договоренностей с Россией проблемы дадут возможность указать, что провал допустил новый глава государства Владимир Зеленский.

Кроме того, новые власти регулярно ездят в США за советом – видимо, указание Вашингтона состоит в срыве поставок газа Россией в Европу. Мы видим, что руками украинцев американцы намерены сократить долю газа из РФ на европейском рынке. В результате освобождается торговая ниша, которую американцы займут со своим сжиженным природным газом. Это же прописано в договоре от 31 августа между Украиной, США и Польшей – перекрытие российского транзита американцы Украине компенсируют своим СПГ.

И что бы руководители "Нафтогаза" не говорили, на мой взгляд, план у них один – сорвать транзит российского газа в ЕС", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 12.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики