Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва демонстрирует провал лозунгов о "газовой независимости" ЕС от России

Литва демонстрирует провал лозунгов о "газовой независимости" ЕС от России

Покупка Литвой крупной партии российского СПГ говорит о том, что провозглашаемая Вильнюсом "независимость от России" оказалась профанацией. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Сырье с проекта "Ямал СПГ" ("Новатэк") перегрузили во французском Монтуаре на судно Stena Clean Sky, которое теперь направляется в Клайпеду. Продавцом выступила Total, а покупателем — литовская энергетическая госкомпания Lietuvos energijos tiekimas (с 9 сентября переименованная в Ignitis). Вильнюс отказывается комментировать эту сделку.

"Первое, что показывает эта сделка – российский СПГ продолжает доказывать свою конкурентоспособность и востребованность на европейском рынке, - отмечает аналитик. – Согласно официальной статистике за первое полугодие 2019-го, сжиженный газ РФ был в числе лидеров в Европе, периодически уступая только катарскому, но успешно конкурируя с американским и другими поставщиками. Даже Алжир, который традиционно поставляет Европе и СПГ, и трубопроводный газ, не смог конкурировать.

При этом Литва, как известно, настроена крайне антироссийски, громко провозглашая свою "независимость от российского газа". Именно этим объясняются отказы Вильнюса комментировать покупки энергоносителей у России. Но в реальности прибалтийская страна продолжает покупать у Москвы газ – как трубопроводный, так и сжиженный. Но в случае с СПГ достаточно легко выставить поставляемое трейдером сырье за американское или катарское, что обычно и делают литовцы".

Двойные стандарты

Еще в январе Ignitis заключила соглашение с Total по поставке некого груза на спотовой основе, который должен поступить в начале третьего квартала 2019 года. Груз Stena Clear Sky, вероятнее всего, предназначен литовскому производителю минеральных удобрений Achema, который в процессе производства потребляет значительное количество газа. При этом в Total и Achema от комментариев тоже отказались, а в Ignitis заявили, что не отвечают на вопросы по сжиженному газу и его поставкам.

По имеющимся данным, цена сделки, вероятнее всего, имела небольшую премию к котировкам британского хаба NBP - сейчас около 142 долларов за тысячу кубометров. Именно к NBP привязан основной контракт, по которому Литва получает газ от норвежской Equinor. В этом году закупки СПГ Вильнюсом из-за снижения цен выросли на 70%, причем значимую роль начало играть российское сырье. Речь идет о поставках небольшими танкерами со среднетоннажного проекта "Новатэка" в Высоцке, которые идут через трейдеров.

"Российский СПГ по соотношению "цена-гарантии-надежность поставок" стал для Литвы оптимальным, потеснив даже норвежское сырье. Но Вильнюс продолжает политизировать все, что связано с российской энергетикой в Европе, потому вынужден применять "обходные схемы" покупки у РФ, прикрывая поставки с "Ямал-СПГ" трейдерами. Этот российский газовый проект стал очень успешным. Терминал в Клайпеде – это судно, которое принимает и регазифицирует СПГ. И он постоянно стоит недозагруженным.

И этот терминал Литва брала в аренду именно под предлогом повышения независимости от трубопроводного газа "Газпрома", чем совершили серьезную ошибку. Сейчас Вильнюс вынужден переплачивать за аренду серьезные деньги, и чтобы как-то сократить убытки, вынужден загружать терминал российским СПГ. При этом большую часть газа страна все равно получает из России по трубе, так как это намного выгоднее. Изначально вся эта история с газовой независимостью от РФ была сродни авантюре", - считает эксперт.

Литовский тупик

"Ямал СПГ" — российский проект по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Акционерами являются "Новатэк" (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). Чуть больше чем за месяц в Клайпеду прибыло три танкера с российским СПГ из Высоцка. В Литву грузы СПГ приходят из Норвегии и России. При этом балтийские власти открыто не заявляют о контракте с российским "Новатэком", зато продолжают говорить об "энергетической независимости".

В 2015 году Литва обзавелась собственным терминалом СПГ в Клайпеде якобы для того, чтобы избавиться от монополии "Газпрома". При этом балтийская республика арендует судно-газохранилище у Норвегии, что обходится Klaipedos nafta в 60 миллионов евро в год. Поставки российского газа – единственный для Вильнюса способ остановить процесс банкротства своего терминала СПГ. Для Литвы российское топливо выгодно, однако эффективной "альтернативой" российскому газу СПГ из России назвать не получается.

"Литва загнала саму себя в политико-экономическую ловушку. Если страна решит на самом деле отказаться от российского газа, то ей придется повышать стоимость энергоносителя для своего внутреннего потребителя, в том числе для промышленности. Оплата же за аренду судна-терминала тоже никуда не денется. А любой потребитель, получающий газ по высокой цене, вынужден будет удорожать производимую продукцию.

Это сделает ее менее конкурентоспособной на рынке. Литовская экономика не настолько мощная, чтобы позволить себе подобные маневры. Только в сельском хозяйстве страны на содержание теплиц требуется немало электричества, вырабатываемого с помощью газа. Удорожание энергоносителя ударит и по промышленности, и по экономике. Потому Вильнюс вынужден балансировать: продолжать заявлять о газовой независимости от РФ, но упорно наращивать объемы поставок российского газа", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 13.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики