Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

"Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Председатель Совета директоров компании «Роснефть» Герхард Шрёдер написал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложениями по контролю качества нефти в российской системе «Транснефть». 30 августа представитель ПАО «Транснефть» Игорь Демин прокомментировал предложения Шрёдера. «Роснефть» сочла комментарии Демина излишни резкими, на что выпустила релиз с разъяснениями своей позиции и требованиями извиниться за якобы резкие высказывания. 

Игорь Юшков прокомментировал ситуация, которая сложилась на фоне принятия решения по контролю качества нефти.

Позиция "Транснефти" фактически сводится к тезису о том, что если руководство страны требует от "Транснефти" нести полную ответственность за качество нефти в системе нефтепроводов и гарантировать, что инцидентов подобных истории с хлорорганикой не происходило в будущем, то нужно дать "Транснефти" всю "полноту власти", т.е. полномочия полного контроля поступающей в систему нефти. Для этого "Транснефть" и предлагает передать ей под операционный контроль все пункты приема нефти. Это и есть с точки зрения "Транснефти" оптимальным решением вариантом исполнения указания Владимира Путина по предотвращению ЧП с поступлением некачественной нефти.

Тут позиция "Транснефти" весьма обоснована: если в стране есть естественная монополия, отвечающая за транспортировку и качество нефти в трубе, значит нужно дать ей возможность исполнять свои обязанности. А "Роснефть" по сути предлагает размыть полномочия такой естественной монополии, т.е. "Транснефти". "Роснефть" предлагает создать паралельную "Транснефть", чтобы позже можно было сказать: если есть система сюрвейеров, то зачем нужна "Транснефть" - давайте ее ликвидируем. И в итоге окажется, что модель нефтяной отрасли (инфраструктура как естественная монополия государственная, добыча, переработка и сбыт - конкурентные сектора) придет к модели газовой, где у одного из игроков в собственности находится и инфраструктура.

Экономической подоплеки в предложениях "Роснефти" нет. Более того, создание параллельной "Транснефти" приведет к увеличению операционных затрат в системе контроля качества нефти, что отразится на самих компаниях, так как именно они будут платить больше денег за услуги контроля и передачи нефти. В случае с госкомпаниями, в частности "Роснефтью" это может привести к снижению прибыли, соответственно государство получит меньше денег в бюджет по итогам года. Цель предложений "Роснефти" в ударе по аппаратному конкуренту в лице "Транснефти".

Шредер в данном случае используется как "таран" для продвижения идей "Роснефти" на уровне президента. А пресс-релиз с требованиями Демину извиниться призван привлечь внимание Владимира Путина к ситуации и спровоцировать его на эмоциональные действия, так как пока президент дистанцировался от спора двух госкомпаний. А если вопрос совершенствования системы контроля качества нефти поступающей в трубу будет решаться на уровне правительства, то у "Транснефти" шансов на победу больше.

Опубликовано: ИРТТЭК, 04.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики