Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

"Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Председатель Совета директоров компании «Роснефть» Герхард Шрёдер написал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложениями по контролю качества нефти в российской системе «Транснефть». 30 августа представитель ПАО «Транснефть» Игорь Демин прокомментировал предложения Шрёдера. «Роснефть» сочла комментарии Демина излишни резкими, на что выпустила релиз с разъяснениями своей позиции и требованиями извиниться за якобы резкие высказывания. 

Игорь Юшков прокомментировал ситуация, которая сложилась на фоне принятия решения по контролю качества нефти.

Позиция "Транснефти" фактически сводится к тезису о том, что если руководство страны требует от "Транснефти" нести полную ответственность за качество нефти в системе нефтепроводов и гарантировать, что инцидентов подобных истории с хлорорганикой не происходило в будущем, то нужно дать "Транснефти" всю "полноту власти", т.е. полномочия полного контроля поступающей в систему нефти. Для этого "Транснефть" и предлагает передать ей под операционный контроль все пункты приема нефти. Это и есть с точки зрения "Транснефти" оптимальным решением вариантом исполнения указания Владимира Путина по предотвращению ЧП с поступлением некачественной нефти.

Тут позиция "Транснефти" весьма обоснована: если в стране есть естественная монополия, отвечающая за транспортировку и качество нефти в трубе, значит нужно дать ей возможность исполнять свои обязанности. А "Роснефть" по сути предлагает размыть полномочия такой естественной монополии, т.е. "Транснефти". "Роснефть" предлагает создать паралельную "Транснефть", чтобы позже можно было сказать: если есть система сюрвейеров, то зачем нужна "Транснефть" - давайте ее ликвидируем. И в итоге окажется, что модель нефтяной отрасли (инфраструктура как естественная монополия государственная, добыча, переработка и сбыт - конкурентные сектора) придет к модели газовой, где у одного из игроков в собственности находится и инфраструктура.

Экономической подоплеки в предложениях "Роснефти" нет. Более того, создание параллельной "Транснефти" приведет к увеличению операционных затрат в системе контроля качества нефти, что отразится на самих компаниях, так как именно они будут платить больше денег за услуги контроля и передачи нефти. В случае с госкомпаниями, в частности "Роснефтью" это может привести к снижению прибыли, соответственно государство получит меньше денег в бюджет по итогам года. Цель предложений "Роснефти" в ударе по аппаратному конкуренту в лице "Транснефти".

Шредер в данном случае используется как "таран" для продвижения идей "Роснефти" на уровне президента. А пресс-релиз с требованиями Демину извиниться призван привлечь внимание Владимира Путина к ситуации и спровоцировать его на эмоциональные действия, так как пока президент дистанцировался от спора двух госкомпаний. А если вопрос совершенствования системы контроля качества нефти поступающей в трубу будет решаться на уровне правительства, то у "Транснефти" шансов на победу больше.

Опубликовано: ИРТТЭК, 04.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики