Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

"Нужно дать "Транснефти" полномочия полного контроля поступающей в систему нефти"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Председатель Совета директоров компании «Роснефть» Герхард Шрёдер написал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложениями по контролю качества нефти в российской системе «Транснефть». 30 августа представитель ПАО «Транснефть» Игорь Демин прокомментировал предложения Шрёдера. «Роснефть» сочла комментарии Демина излишни резкими, на что выпустила релиз с разъяснениями своей позиции и требованиями извиниться за якобы резкие высказывания. 

Игорь Юшков прокомментировал ситуация, которая сложилась на фоне принятия решения по контролю качества нефти.

Позиция "Транснефти" фактически сводится к тезису о том, что если руководство страны требует от "Транснефти" нести полную ответственность за качество нефти в системе нефтепроводов и гарантировать, что инцидентов подобных истории с хлорорганикой не происходило в будущем, то нужно дать "Транснефти" всю "полноту власти", т.е. полномочия полного контроля поступающей в систему нефти. Для этого "Транснефть" и предлагает передать ей под операционный контроль все пункты приема нефти. Это и есть с точки зрения "Транснефти" оптимальным решением вариантом исполнения указания Владимира Путина по предотвращению ЧП с поступлением некачественной нефти.

Тут позиция "Транснефти" весьма обоснована: если в стране есть естественная монополия, отвечающая за транспортировку и качество нефти в трубе, значит нужно дать ей возможность исполнять свои обязанности. А "Роснефть" по сути предлагает размыть полномочия такой естественной монополии, т.е. "Транснефти". "Роснефть" предлагает создать паралельную "Транснефть", чтобы позже можно было сказать: если есть система сюрвейеров, то зачем нужна "Транснефть" - давайте ее ликвидируем. И в итоге окажется, что модель нефтяной отрасли (инфраструктура как естественная монополия государственная, добыча, переработка и сбыт - конкурентные сектора) придет к модели газовой, где у одного из игроков в собственности находится и инфраструктура.

Экономической подоплеки в предложениях "Роснефти" нет. Более того, создание параллельной "Транснефти" приведет к увеличению операционных затрат в системе контроля качества нефти, что отразится на самих компаниях, так как именно они будут платить больше денег за услуги контроля и передачи нефти. В случае с госкомпаниями, в частности "Роснефтью" это может привести к снижению прибыли, соответственно государство получит меньше денег в бюджет по итогам года. Цель предложений "Роснефти" в ударе по аппаратному конкуренту в лице "Транснефти".

Шредер в данном случае используется как "таран" для продвижения идей "Роснефти" на уровне президента. А пресс-релиз с требованиями Демину извиниться призван привлечь внимание Владимира Путина к ситуации и спровоцировать его на эмоциональные действия, так как пока президент дистанцировался от спора двух госкомпаний. А если вопрос совершенствования системы контроля качества нефти поступающей в трубу будет решаться на уровне правительства, то у "Транснефти" шансов на победу больше.

Опубликовано: ИРТТЭК, 04.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики