Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не стал увеличивать прокачку газа по украинской трубе. Как могут лечь карты «газового» расклада?

«Газпром» не стал увеличивать прокачку газа по украинской трубе. Как могут лечь карты «газового» расклада?

В четверг, 19 сентября, должны пройти трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Европой, касающиеся транзита. Компромисса между сторонами нет и в зародыше

«Газпром» показал характер. Российская корпорация не стала увеличивать прокачку топлива по украинской трубе, сообщают «Ведомости». Хотя из-за решения Европейского суда компании пришлось снизить объемы, идущие по газопроводу Opal.

Opal — это сухопутное продолжение первого «Северного потока». Раньше «Газпром» мог загружать его на полную мощность, но теперь суд запретил это делать. И все это происходит в преддверии переговоров между Россией, Украиной и ЕС. Они пройдут 19 сентября.

«Газпром» поднял брошенную перчатку. Европейский суд запретил загружать газопровод Opal на полную мощность. Российская корпорация решение исполнила. По идее, чтобы сохранить объемы поставок, «Газпром» должен был увеличить прокачку по украинской трубе. Но Москва этого делать не стала.

По сути, происходящее и напоминает дуэль. Точнее, подготовку к ней. В четверг, 19 сентября, пройдут трехсторонние газовые переговоры между Россией, Украиной и Европой. Вероятно, не последние в этом году, потому что компромисса пока нет даже в зародыше.

Главный вопрос — это украинский транзит. Европа настаивает, что Россия должна продолжать качать газ по украинской трубе. Москва, в общем-то, согласна, но все дело в объеме. Мы хотим прокачивать как можно меньше. Украина хочет как можно больше, потому что это миллиарды долларов платы за транзит.

Лидеры Евросоюза, например Германия, заинтересованы, чтобы газ шел в обход Украины, это надежнее. Но на словах все говорят о диверсификации и энергобезопасности. А времени остается все меньше. И если за несколько оставшихся месяцев стороны не договорятся, то возможно повторение газовых кризисов прошлых лет.

В десять утра 1 января действие транзитного контракта закончится. О том, что будет, если не найдут компромисс, рассуждает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Если «Газпром» проявит принципиальность, значит, он должен зимний отопительный сезон прожить без украинского транзита. Украина, проявляя принципиальность, должна прожить без 2,5 млрд долларов в год. Правда, там есть и другой момент, связанный не только с деньгами, потому что это Украина так гордо заявляет, что она использует реверсный газ. Но в реальности мы прекрасно понимаем, что зачастую транзитный газ используется для потребления на Украине. Это такая классическая история, когда стороны идут напролом, у каждой есть определенные козыри, но лобовое столкновение — это очень неприятная будет история».

России такой исход, конечно, тоже не нужен. Потому что полное прекращение транзита — хороший аргумент для оппонентов «Газпрома». Они, как во время прошлых кризисов, скажут, что Москва ненадежный поставщик газа, поэтому обострения не хочет никто.

«Северный поток — 2», который позволит вообще обойтись без Украины, вероятно, к январю достроят, но на его полноценный запуск потребуется время, так что договариваться нужно. Возможно, если грядущие переговоры хотя бы не провалятся, то «Газпром» пойдет на уступки и часть газа, которая перестала идти по Opal, пойдет по украинской транспортной системе.

Но для этого нам нужно, чтобы и другие стороны пошли на уступки, согласовав тот объем транзита, который устроит Россию. При этом Европе нужно будет еще и сохранить лицо, убедить и себя, и других, что «Газпром» не злоупотребляет своим монопольным положением поставщика топлива.

Что интересно, Киев на своем восточно-европейском направлении пока еще тоже отчасти монополист — как транзитер. Но это в Европе почему-то никого не беспокоит, замечает немецкий политолог Александр Рар.:

«Да, у России есть монополия на газ, но у Украины все это время была монополия на транзит, которым она злоупотребляла. Сейчас она теряет эту монополию на транзит, а в европейском законодательстве, в европейском менталитете, в европейской политике слово «монополия» — это что-то очень негативное. А вот почему-то в этом случае хотят, чтобы Украина сохранила свою монополию на транзит российского газа в Европу. Это какой-то нонсенс».

Решение, которое принял «Газпром», пока не критично. Во-первых, корпорация увеличила прокачку по другому сухопутному отводу от первого «Северного потока». Во-вторых, и европейцы, и украинцы в последнее время активно закачивают газ в подземные хранилища, так что запасы есть.

Наконец, со следующего года Москве и Киеву в принципе можно и не заключать контракт, поскольку Украина теперь член Европейского энергетического сообщества и она может выставлять свои услуги по транзиту на аукцион. Это, конечно, будет весьма забавно, потому что единственным участником торгов может быть только «Газпром». С другой стороны, аукцион, в отличие от контракта, хорош тем, что от него можно легко отказаться.

И, наконец, еще один момент, о котором пока не очень громко говорят. На недавней встрече Владимира Путина и Алексея Миллера последний заметил, что, если мы будем поставлять газ через Украину, то нам надо гарантировать, что у нас есть соответствующие мощности. А Путин в ответ сказал, что их же надо содержать, тратить деньги. И это можно трактовать так, что если компромисса не будет, то «Газпром» просто может демонтировать свои трубы, идущие к Украине. Стальная труба — это вообще один из самых сильных аргументов в мире.

Источник: BFM.RU, 16.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики