Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Абсурдными условиями транзита украинцы хотят затянуть переговоры по газу до зимы

Абсурдными условиями транзита украинцы хотят затянуть переговоры по газу до зимы

Требования Минэнерго Украины по новому контракту на транзит российского газа демонстрируют, что Киев пока не настроен договариваться на трехсторонних переговорах в Брюсселе – считает энергетический эксперт Станислав Митрахович

Требования Украины по транзиту являются абсурдными

Напомним, что министр энергетики Украины Алексей Оржель заявил, что Украина запросит в Брюсселе десятилетний контракт с лимитом на прокачку в 60 млрд кубов газа в год, а это означает отсутствие всяких перспектив на новое соглашение с Россией.

В связи с этим, непонятно, а как воспринимать данное заявление – это начало переговоров с максимального требования, прямой саботаж переговоров или какая-то другая логика, известная только украинскому политическому руководству. Ведь украинцы не могут не осознавать, что эти требования Киева означают парализацию переговоров, ведь Москва много раз говорила, что не пойдет на такие условия.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что подобная линия со стороны Украины не способствует успеху переговорного процесса, который завтра начнется в столице Евросоюза между российской, украинской и европейской сторонами.

«Все это показывает, что в команде Зеленского толком не знают, что необходимо делать. К тому же, команда Зеленского в своем составе имеет много представителей команды Порошенко и представляет собой ее второй эшелон», - заключает Митрахович.

Как замечает эксперт, в администрации Зеленского много людей, которые были близки к Порошенко на уровне идеологии или просто работали в западных фондах, вырастивших значительное количество людей для современного украинского политикума.

«Кроме того, они были просто помощниками или соратниками предыдущих фигур. Так что, все это идейно и на личном уровне старая команда Порошенко, которая не придумала ничего нового по этому вопросу и продублировала старые требования Украины», - резюмирует Митрахович.

Митрахович считает, что 60 млрд кубов на 10 лет транзита являются совершенно несуразными цифрами, поскольку сейчас, т.е. без «Северного потока-2» и первой нитки «Турецкого потока», наша страна транспортирует через ГТС Украины 87 млрд кубов.

«В следующем году, в любом случае, будет запущена первая нитка «Турецкого потока», а также, в том или ином объеме, стартует «Северный поток-2», который в 2021-22 годах будет выходить на свои проектные мощности. Еще нельзя забывать про вторую нитку «Турецкого потока». Так что, цифра в 60 млрд при нынешнем транзите в 87 млрд кубов газа не имеет смысла», - констатирует Митрахович.

Просто обходные российские газопроводы для того и строились, чтобы лишить Украину фактора геополитического влияния. Просто здесь мы часто имели дело даже не с самим Киевом, а и с его зарубежными спонсорами, и это порой доводило ситуацию до абсурда.

По этой причине, Россия приняла решение построить ряд новых газопроводов, первым из которых стал «Северный поток-1», а уже он был продолжен «Южным потоком» и его «ребрендингом» в лице двух ниток «Турецкого потока». Затем, когда в 2014 году в Берлине поняли, что ситуацию на Украине невозможно контролировать, а украинская ГТС устаревает, возник проект «Северный поток-2».

У Украины просто нет переговорной позиции по транзиту газа

«Поэтому я думаю, что «Газпром» на такое не подпишется, из-за чего будет либо сокращение сроков, либо сокращение объемов, либо это будет вообще не контракт, а аукцион по бронированию транзитных мощностей украинской ГТС», - заключает Митрахович.

Просто согласно Третьему энергопакету, который имплементировала Украина, в случае отсутствия контракта с «Газпромом» Киев должен будет провести аукцион на свои транзитные мощности, где спрос может быть только у одной широко известной российской компании.

«В результате, «Газпром» закупит эти мощности на короткий срок без условий и без всяких обязательств, поэтому все это показывает, что нового подхода на Украине пока не возникло, вот украинцы и держатся за свою старую позицию», - резюмирует Митрахович.

По мнению Станислава Павловича, переговоры в Брюсселе закончатся предварительными консультациями, а настоящие переговоры пойдут уже к концу текущего года – в ноябре или декабре, да и то не факт, что и там будет достигнуто соглашение. По этой причине имеются большие шансы на то, что в первые месяцы 2020 года будет идти так называемый явочный транзит в счет будущего транзитного контракта.

«Проблемой украинского правительства в новой редакции является то, что там работает очень мало специалистов, а только выпускники Фондов, умеющие говорить красивые слова. Соответственно, у них просто нет какого-либо плана», - констатирует Митрахович.

Ведь ситуация является абсурдной, когда украинцы едут на переговоры в Брюссель с отсутствием желания договариваться и с условиями, которые их контрагент даже не будет слушать. В результате, просто непонятно, а чего они вообще здесь добиваются.

«Американцы сегодня контролируют практическую всю политическую элиту Украины, а у руководства компании «Нафтогаз» просто отличные отношения с Вашингтоном – например, Коболев пользуется прямой поддержкой посольства США, но это не означает, что у Зеленского здесь все туго. Поэтому нельзя говорить о том, что украинцы выполняют здесь рекомендации США. Скорее, они здесь рассчитывают на то, что поступит какое-то решение извне, которое будет направлено на спасение Украины», - заключает Митрахович.

В частности, это надежда на Евросоюз, из-за чего украинцев очень воодушевило решение Трибунала суда ЕС по Opal.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики