Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Встреча длиною в час. Как прошли трехсторонние газовые переговоры в Брюсселе

Встреча длиною в час. Как прошли трехсторонние газовые переговоры в Брюсселе

В переговорах приняли участие представители России, Украины и Евросоюза. По итогам встречи министр энергетики Александр Новак заявил, что Москва предложила Киеву на короткий срок продлить контракт по транзиту газа

Поставки российского газа транзитом через Украину в Европу по окончании действующего контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» не прервутся 1 января 2020 года. Уверенность в этом выразил министр энергетики Александр Новак, добавив: «Мы найдем все решения».

Такое заявление глава Минэнерго сделал по итогам трехсторонних газовых переговоров, которые состоялись 19 сентября между Россией, Украиной и Евросоюзом, сообщает ТАСС. Они продолжались всего час.

По итогам переговоров Новак также сообщил, что Москва предложила Киеву на короткий срок продлить контракт по транзиту газа. В то же время Россия готова поставлять топливо по украинской трубе согласно европейскому законодательству. Суть этой схемы в том, что Украина будет проводить аукционы на право прокачивать определенные объемы газа по ее трубе. По словам министра энергетики, Киев взял российские предложения в работу.

Более того, Украина готова с нового года покупать у «Газпрома» газ напрямую. Правда, это будет зависеть от цены. Однако по самому острому пункту договоренностей пока нет: стороны не обсуждали объем газа, который с 1 января транзитом пойдет по украинской газотранспортной системе.

Итоги переговоров оценивает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов, который сейчас находится в Брюсселе:

«Я пока не делал никаких далеко идущих выводов из данных переговоров. На самом деле, было понятно, что они во многом носили пристрелочный характер, потому что на Украине поменялась власть, причем не до конца еще. Был новый министр энергетики Украины, который пока еще в газовую тему не слишком вошел — он другими вещами занимался, больше «зеленой» энергетикой. Сейчас он погружается в эту тему номер один для украинской энергетики, но пока, естественно, он не готов полностью к серьезным переговорам по деталям. Старое руководство «Нафтогаза» было здесь в полном составе, но большой вопрос в том, будут ли менять руководителей. Это тоже достаточно важный момент, кто будет представлять Украину на этих переговорах, потому что, конечно, и Коболев, и Петренко — люди, как раз погруженные в тему и достаточно хорошо ее знающие и понимающие. Вообще, переговоры, даже частные, не продолжались, и это наглядно говорит о том, что они носили примерочный характер, то есть стороны договорились договариваться. Несмотря на достаточно жесткие расхождения, известная позиция сторон: Европа и Украина предлагают десятилетний контракт по 60 миллиардов в год по принципу «бери или плати»: то есть «Газпром» в любом случае должен будет либо заплатить за транзит 60 миллиардов, либо обеспечить его. Позиция России заключается в том, чтобы выполнялось европейское законодательство. «Газпром» предлагает на год продлить договор, чтобы Украина успела завершить этот самый анбандлинг, то есть разделение «Нафтогаза» по видам деятельности, а потом уже перейти на европейские правила газовых аукционов, когда «Газпром» бронировал бы только необходимую ему мощность и без каких-то гарантий покупал на ежегодных аукционах тот объем, который ему на год нужен. Позиции сторон пока не стали ближе, но было зафиксировано, что стороны готовы к переговорам и пока еще не разошлись по разным сторонам баррикад. Мы понимаем крайний вариант — это вариант, как уже любят говорить, газовой войны».

Также Александр Новак заявил, что на переговорах не обсуждали решение Европейского суда, который запретил «Газпрому» использовать газопровод «Опал» на полную мощность. При этом он отметил, что Еврокомиссия сейчас готовит апелляцию.

Источник: BFM.RU, 19.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики