Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коммерческий подход "Газпрома" и "Нафтогаза" приведет к новому соглашению по газу

Коммерческий подход "Газпрома" и "Нафтогаза" приведет к новому соглашению по газу

От сегодняшних газовых переговоров в Брюсселе между Россией, Украиной и Евросоюзом изначально многого не ждали – отметил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Существует три варианта газового сотрудничества России и Украины

Дело в том, что сегодня состоялись трехсторонние переговоры в Брюсселе по вопросу транзита газа. Этот саммит согласовывался в течение длительного времени, но продлился всего лишь 40 минут, что намекает на отсутствие значительного прогресса.

В принципе, это неудивительно, учитывая то, какие требования вчера выдвинул министр энергетики Украины Алексей Оржель, хотя если посмотреть на ремарку министра энергетики РФ Александра Новака по итогам встречи, то она смотрится позитивно.

Александр Валентинович отметил, что на данной встрече услышал заинтересованность со стороны украинских партнеров по совместной работе с 1 января 2020 года, а Киев предоставил Москве нормативную базу по использованию своей ГТС по европейскому законодательству.

Примечательно, что, как отметил Новак, Россия готова работать с Украиной по законодательству ЕС, т.е. по Третьему энергопакету, и бронировать мощности на транзит российского газа. В результате, Новак заявил, что РФ подтверждает свои экспортные обязательства и заверяет, что поставит европейским потребителям те объемы, которые предусмотрены действующими контрактами.

Впрочем, судя по всему, это не единственный вариант, поскольку глава компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что планом «Б» по существующей ситуации с транзитом является краткосрочная пролонгация действующего контракта.

«Естественно, у России и Украины существует разность позиций по горизонту нового контракта. Украина хочет долгосрочный контракт с условием, который очень любят транзитеры, т.е. качай или плати в виде солидного объема в районе 40 млрд кубов в год, ну а у «Газпрома» совершенно другие интересы с годовым горизонтом и гораздо меньшими объемами», - заключает Пасечник.

Александр Михайлович отметил, что Россия может оставить на украинском направлении 15 млрд кубометров в год, да и то, это будет оптимистичным сценарием для Украины. Так что, здесь нет консенсуса, поэтому этот вопрос будет долго прорабатываться, хотя здесь есть и возможность компромиссного варианта, в том числе, и по модели Третьего энергопакета вместе с бронью транзитных мощностей.

«Возможно, что стороны прибегут и к такому решению. Кроме того, украинцы, наверное, хотят получать газ дешевле, а дешевле – это прямые поставки из России. Возможно, что и тут продолжится диалог, а вообще от первого раунда переговоров в Брюсселе я ничего особенного не ожидал. Поэтому подождем, так как скоро будут оглашены даты новых трехсторонних встреч», - констатирует Пасечник.

Украинский министр энергетики Оржель также позитивно оценил переговоры, но заметил, что остается риск неподписания договора по транзиту газа. В то же время, это не единственный вариант, учитывая активные разговоры по бронированию транзитных мощностей.

Также нужно обратить внимание на то, что заместитель председателя Еврокомиссии, еврокомиссар по энергетическим делам Марош Шефчович заявил, что с юридической точки зрения невозможно продление действующего договора на транзит газа между Россией и Украиной от 2009 года, о чем как раз и говорил Миллер. Правда, сторонам ничего не мешает подписать годовое соглашение на тех же условиях.

Другой вопрос, что не надо забывать про то, что Стокгольмский арбитраж изменил своим решением, в котором шведские арбитры придумали «Газпрому» долг, и условия базового контракта, что вносит еще больше неопределенности во всю эту договорную проблематику.

Позитивен сам факт прошедших переговоров

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по энергетике Игорь Ананских в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что необходимо позитивно оценить сам факт данных трехсторонних переговоров по газу в Брюсселе.

«Потому что, на самом деле, хорошо, что начались сами переговоры. Все-таки этот контракт является рыночным, и, следовательно, должны быть соблюдены рыночные отношения. Должно быть выгодно одной и другой стороне, и тогда под этим контрактом будут поставлены подписи. Это уже большой плюс, что разговор идет о рыночных отношениях», - резюмирует Ананских.

Как замечает парламентарий, до текущего момента, сколько бы «Газпром» не пытался вывести свои отношения с «Нафтогазом» на уровень коммерческих отношений, этого, к сожалению, не происходило из-за постоянных политических требований украинской стороны.

«Поэтому все это, конечно, было неконструктивно и никуда не могло привести, поэтому я считаю, что сам факт прошедших переговоров говорит о том, что стороны настроены искать пути рыночного заключения контракта», - заключает Ананских.

По мнению Игоря Александровича, в данной ситуации разговор идет о том, что две коммерческие структуры в лице «Газпрома» и «Нафтогаза» хотят заключить контракт на рыночных условиях, поэтому надо рассчитывать на то, что взаимный интерес здесь все-таки будет найден, а если этого не произойдет, то вместо прямого договора всегда есть нормы Третьего энергопакета.

«По Третьему энергопакету «Газпром» может бронировать и выкупать мощности не по самому контракту, а отдельно, поэтому пути решения проблемы есть, а стороны, как мне кажется, настроены на конструктив, и я рассчитываю на то, что это должно привести к чему-то позитивному», - констатирует Ананских.

В то же время, до договора явно далеко, о чем свидетельствуют противоречивость заявлений заинтересованных сторон.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики