Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Встреча России, Украины и ЕС по транзиту газа: стоит ли ждать конкретных решений?

Встреча России, Украины и ЕС по транзиту газа: стоит ли ждать конкретных решений?

В Брюсселе стартует третий раунд переговоров по вопросам транзита российского газа через Украину. В переговорах участвуют представители Еврокомиссии, России и Украины.

19 сентября в Брюсселе начинается третий раунд трехсторонних переговоров по вопросу транзита российского газа через территорию Украины. В переговорах примут участие представители Еврокомиссии, России и Украины.

Предыдущие переговоры

Первый раунд консультаций состоялся летом 2018 года, однако тогда стороны не смогли договориться. Другая попытка договориться также закончилась неудачно.

Российская сторона тогда отмечала, что важным условием компромисса должно стать урегулирование судебного спора между "Газпромом" и "Нафтогазом" в Международном арбитражном суде Стокгольма.

Таким образом, отказ Киева от исковых претензий в адрес "Газпрома" может стать одним из путей урегулирования спора и условием для заключения нового контракта на транзит топлива через Украину. Однако пока Украина не проявляет готовность пойти по этому пути.

Напротив, в преддверии второго раунда переговоров "Нафтогаз" направил новый иск в Стокгольмский арбитраж на сумму 12 млрд долларов США. Киев мотивировал свое решение необходимостью получить от российской стороны компенсацию за обесценивание украинской газотранспортной системы (ГТС) в результате создания "Северного потока–2" и "Турецкого потока".

"Нафтогаз" готов отказаться от своего иска, если новый контракт на транзит топлива через Украину будет подписан на основе "европейских норм": точка "входа" российского газа на рынок Европы переносится на российско-украинскую границу. В рамках данной модели за услуги транзита топлива Киеву будет платить Европейский союз.

Позиция Украины

Накануне переговоров министр энергетики Украины Алексей Оржель заявил, что сторона поддерживает на переговорах позицию Европейской комиссии. Иными словами, Киев рассчитывает на заключение длительного контракта на транзитную поставку минимум 60 млрд кубометров газа ежегодно.

Также кабинет министров решил создать отдельную компанию для управления украинскими ГТС. Компания будет передана в ведение Министерства финансов. По словам Оржеля, у Киева есть все возможности, чтобы создаваемый независимый оператор ГТС мог работать, отвечая требованиям Третьего энергетического пакета и европейского законодательства.

Положение российской стороны

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков считает, что Москва ничего не потеряла бы от перехода на транзит по европейским правилам:

"Украинская ГТС может прокачивать до 200 млрд куб. м газа в год, половины от этого объема с излишком хватило бы для того, чтобы "Газпром" выполнил свои обязательства перед европейскими потребителями. Зато в рамках европейских норм тарифы на транзит были бы более открытыми, и Киев не мог бы откровенно завышать стоимость услуг".

Незадолго до третьего раунда переговоров суд ЕС принял сторону Варшавы в ее споре с "Газпромом" по газопроводу Opal и отменил решение Еврокомиссии об изменении режима его использования. Эксперты считают, что решение было направлено на укрепление позиций Украины и Еврокомиссии в переговорах с Россией.

"Скорее всего, Еврокомиссия будет требовать, чтобы Россия по максимуму использовала ГТС Украины. На это как раз и указывает недавнее решение по газопроводу Opal, которое стало большой неожиданностью для многих", – считает старший аналитик международной страховой компании Coface Анна Кокорева.

В то же время, по словам Кокоревой, приближающийся запуск "Северного потока–2" укрепляет позиции России:

"Скорый запуск "Северного потока–2", несомненно, укрепляет позиции Москвы на переговорах. Появление новой транзитной нитки позволит в случае необходимости перенаправить газ с украинского направления на балтийское. И в Киеве это прекрасно понимают", – отмечает Кокорева.

На прорыв рассчитывать не стоит

Одним из ключевых вопросов является срок будущего транзитного контракта. Российская сторона ранее предлагала Украине продлить действующий контракт на текущих условиях на год, однако Украина и Еврокомиссия настаивают на договоре сроком минимум десять лет.

Также у сторон есть расхождения по объемам будущего транзита. Так, украинская сторона рассчитывает на уровень прокачки газа не менее 40 млрд кубометров, а "Газпрому" нужно 10-15 млрд кубометров в год.

Эксперты считают, что на прорыв в нынешнем раунде переговоров рассчитывать не стоит:

"Максимум, чего можно ожидать, – это каких-то подвижек в позициях сторон и относительно конструктивного тона переговоров, поскольку часть переговорщиков с украинской стороны сменилась. В перспективе есть шансы на временный компромисс. К примеру, будет подписан краткосрочный договор, как этого требует Москва, но объемы транзита будут заложены в нем на уровне 60-70 млрд куб. м газа, как хотел бы Киев", – резюмировал Игорь Юшков.

Источник: BaltNews.lv, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики