Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Встреча России, Украины и ЕС по транзиту газа: стоит ли ждать конкретных решений?

Встреча России, Украины и ЕС по транзиту газа: стоит ли ждать конкретных решений?

В Брюсселе стартует третий раунд переговоров по вопросам транзита российского газа через Украину. В переговорах участвуют представители Еврокомиссии, России и Украины.

19 сентября в Брюсселе начинается третий раунд трехсторонних переговоров по вопросу транзита российского газа через территорию Украины. В переговорах примут участие представители Еврокомиссии, России и Украины.

Предыдущие переговоры

Первый раунд консультаций состоялся летом 2018 года, однако тогда стороны не смогли договориться. Другая попытка договориться также закончилась неудачно.

Российская сторона тогда отмечала, что важным условием компромисса должно стать урегулирование судебного спора между "Газпромом" и "Нафтогазом" в Международном арбитражном суде Стокгольма.

Таким образом, отказ Киева от исковых претензий в адрес "Газпрома" может стать одним из путей урегулирования спора и условием для заключения нового контракта на транзит топлива через Украину. Однако пока Украина не проявляет готовность пойти по этому пути.

Напротив, в преддверии второго раунда переговоров "Нафтогаз" направил новый иск в Стокгольмский арбитраж на сумму 12 млрд долларов США. Киев мотивировал свое решение необходимостью получить от российской стороны компенсацию за обесценивание украинской газотранспортной системы (ГТС) в результате создания "Северного потока–2" и "Турецкого потока".

"Нафтогаз" готов отказаться от своего иска, если новый контракт на транзит топлива через Украину будет подписан на основе "европейских норм": точка "входа" российского газа на рынок Европы переносится на российско-украинскую границу. В рамках данной модели за услуги транзита топлива Киеву будет платить Европейский союз.

Позиция Украины

Накануне переговоров министр энергетики Украины Алексей Оржель заявил, что сторона поддерживает на переговорах позицию Европейской комиссии. Иными словами, Киев рассчитывает на заключение длительного контракта на транзитную поставку минимум 60 млрд кубометров газа ежегодно.

Также кабинет министров решил создать отдельную компанию для управления украинскими ГТС. Компания будет передана в ведение Министерства финансов. По словам Оржеля, у Киева есть все возможности, чтобы создаваемый независимый оператор ГТС мог работать, отвечая требованиям Третьего энергетического пакета и европейского законодательства.

Положение российской стороны

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков считает, что Москва ничего не потеряла бы от перехода на транзит по европейским правилам:

"Украинская ГТС может прокачивать до 200 млрд куб. м газа в год, половины от этого объема с излишком хватило бы для того, чтобы "Газпром" выполнил свои обязательства перед европейскими потребителями. Зато в рамках европейских норм тарифы на транзит были бы более открытыми, и Киев не мог бы откровенно завышать стоимость услуг".

Незадолго до третьего раунда переговоров суд ЕС принял сторону Варшавы в ее споре с "Газпромом" по газопроводу Opal и отменил решение Еврокомиссии об изменении режима его использования. Эксперты считают, что решение было направлено на укрепление позиций Украины и Еврокомиссии в переговорах с Россией.

"Скорее всего, Еврокомиссия будет требовать, чтобы Россия по максимуму использовала ГТС Украины. На это как раз и указывает недавнее решение по газопроводу Opal, которое стало большой неожиданностью для многих", – считает старший аналитик международной страховой компании Coface Анна Кокорева.

В то же время, по словам Кокоревой, приближающийся запуск "Северного потока–2" укрепляет позиции России:

"Скорый запуск "Северного потока–2", несомненно, укрепляет позиции Москвы на переговорах. Появление новой транзитной нитки позволит в случае необходимости перенаправить газ с украинского направления на балтийское. И в Киеве это прекрасно понимают", – отмечает Кокорева.

На прорыв рассчитывать не стоит

Одним из ключевых вопросов является срок будущего транзитного контракта. Российская сторона ранее предлагала Украине продлить действующий контракт на текущих условиях на год, однако Украина и Еврокомиссия настаивают на договоре сроком минимум десять лет.

Также у сторон есть расхождения по объемам будущего транзита. Так, украинская сторона рассчитывает на уровень прокачки газа не менее 40 млрд кубометров, а "Газпрому" нужно 10-15 млрд кубометров в год.

Эксперты считают, что на прорыв в нынешнем раунде переговоров рассчитывать не стоит:

"Максимум, чего можно ожидать, – это каких-то подвижек в позициях сторон и относительно конструктивного тона переговоров, поскольку часть переговорщиков с украинской стороны сменилась. В перспективе есть шансы на временный компромисс. К примеру, будет подписан краткосрочный договор, как этого требует Москва, но объемы транзита будут заложены в нем на уровне 60-70 млрд куб. м газа, как хотел бы Киев", – резюмировал Игорь Юшков.

Источник: BaltNews.lv, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики