Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Договорились договариваться: «Газпром» загоняют в европейские рамки

Договорились договариваться: «Газпром» загоняют в европейские рамки

Спустя семь месяцев в Брюсселе состоялся новый раунд переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией о транзите российского газа через Украину с 1 января 2020 года. Он продлился 40 минут, во время которого все стороны, по сути, «сверили часы» и договорились договариваться. О каких условиях? Об этом поговорят уже в конце октября. Хотя позиции, судя по репликам участников, остались прежними, имплементация европейских законов на Украине даст «Газпрому» небольшое поле для маневра.

В канун переговоров вице-президент ЕК по Энергетическому Союзу Марош Шефчович излучал надежду, хотя Москва и Киев готовились к встрече, разрабатывая отнюдь не новые компромиссные предложения. На случай неподписания контракта и остановки транзита «Газпром» усиленно закачивал газ в европейские хранилища, не менее 11 млрд кубометров, и отослал в Нидерланды даже регазификационный терминал «Маршал Василевский» из Калининграда, чтобы обеспечить на всякий случай возможность подвоза СПГ в Европу. «Нафтогаз Украины», в свою очередь, пополнял свои ПХГ и к переговорам подошел с рекордными за последние 8 лет запасами в 19 млрд кубометров, заключив дополнительно на зиму еще и контракт на поставку 450 млн кубометров реверсного газа из Европы. В пользу Киева за семь месяцев еще эффективней сработал Евросоюз и его инстанции. Летом утвердили поправки в Газовую директиву, которые ограничивают поставки газа по будущему «Северному потоку-2» вдвое, после чего суд ЕС нанес удар уже по уже действующему «Северному потоку» — ограничил поставки по сухопутному продолжению Opal. В обоих случаях, кроме «Газпрома», должны быть независимые поставщики, которые пользуются трубопроводами. 

Дополнительными «изюминками» стали задержка со строительством европейской ветки «Турецкого потока» через Болгарию и датское разрешение на «Северный поток-2» в экономической зоне страны в Балтийском море, которое Копенгаген до сих пор не выдал.

С учетом ограничений и задержек с осуществлением проектов обходных газопроводов «Газпрому» может понадобиться в следующем году транзит до 50 млрд кубометров через Украину. Очевидно, поэтому Еврокомиссия не стала поднимать вопрос о действующеем предложении о 10-летнем контракте с объемом транзита в 60 млрд кубометров. Оно вроде как само напрашивается. В этот раз Украина рассказала, что до 1 января будет полностью создан независимый оператор «Магистральные газопроводы Украины» и в стране имплементируется европейское законодательство. В его рамках и предлагается работать.

Россия, в свою очередь, сообщила, что до подписания контракта необходимо согласовать прямые поставки российского газа на Украину, от чего зависят и условия транзитного соглашения. Кроме того, Москва по-прежнему настаивает на мировом соглашении по вердикту Стокгольмского арбитражного суда, который оспаривает российский холдинг. По нему, «Нафтогазу Украины» причитается $ 2,6 млрд за нарушение объемов транзита российского газа.

На брифинге после переговоров министр энергетики России Александр Новак немало времени посвятил тому, что при соблюдении Украиной всех обещаний по имплементации европейского законодательства станет возможно бронировать определенные объемы под транзит как на долгосрочной основе, так и краткосрочной. Судя по всему, этот вариант и рассматривается как крайний. Ранее «Газпром» не выражал желания подписывать 10-летний контракт.

Вице-президент ЕК Марош Шефчович во время брифинга сообщил, что продлить контракт не получится, так как появится новая компания-оператор, а, в общем, переговоры достигли главного — появилась конструктивная атмосфера. Еврокомиссар также рассказал, что следующая встреча пройдет до конца октября. При этом, заметил он, у нового оператора ГТС Украины появится директор и он примет участие в декабрьских переговорах. То есть контракт, если и будет, то появится не раньше декабря.

Ранее старое руководство «Нафтогаза Украины» и новый министр энергетики страны Алексей Оржель говорили о том, что полностью поддерживают предложение Еврокомиссии по подписанию 10-летнего контракта с объемами в 60 млрд кубометров в год. «Украинская сторона вряд ли согласится на краткосрочные контракты. Нет никаких гарантий, что с „Северных потоков“ не снимут ограничений, пусть это и сложная процедура, и украинская газотранспортная система не останется не удел», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его мнению, оптимизма по результатам еще заранее ожидать было нельзя, так как обе стороны показывали, что идти на компромисс не готовы: «Все будут затягивать и, если и договорятся, то к концу года». 

Впрочем, работа в рамках европейского законодательства имеет свои плюсы и для «Газпрома», который может бронировать мощности на тот срок, который нужен ему. «Для „Газпрома“, конечно, это выгодно, потому что если Украина использует Третий энергопакет, который говорит о том, что один поставщик может загрузить не более 50−70% мощности трубы, все равно, у Украины такая мощность трубы с советских времен, что нам будет предостаточно даже 50% мощности», — рассказывал RNS ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Кто выразил явное разочарование результатами, так это украинская сторона в лице исполнительного директора «Нафтогаза Украины» Юрия Витренко. Он написал в Facebook, что переговоры оказались консультацией и подписание контракта затягивается, так как Россия требует договориться по решению Стокгольмского арбитража.

«Время до окончания контракта уходит, а переговоры не начинаются. Поэтому, к сожалению, нам необходимо продолжать готовиться к остановке транзита с 1 января», — написал исполнительный директор украинской нацкомпании.

Источник: EADaily, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики