Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Договорились договариваться: «Газпром» загоняют в европейские рамки

Договорились договариваться: «Газпром» загоняют в европейские рамки

Спустя семь месяцев в Брюсселе состоялся новый раунд переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией о транзите российского газа через Украину с 1 января 2020 года. Он продлился 40 минут, во время которого все стороны, по сути, «сверили часы» и договорились договариваться. О каких условиях? Об этом поговорят уже в конце октября. Хотя позиции, судя по репликам участников, остались прежними, имплементация европейских законов на Украине даст «Газпрому» небольшое поле для маневра.

В канун переговоров вице-президент ЕК по Энергетическому Союзу Марош Шефчович излучал надежду, хотя Москва и Киев готовились к встрече, разрабатывая отнюдь не новые компромиссные предложения. На случай неподписания контракта и остановки транзита «Газпром» усиленно закачивал газ в европейские хранилища, не менее 11 млрд кубометров, и отослал в Нидерланды даже регазификационный терминал «Маршал Василевский» из Калининграда, чтобы обеспечить на всякий случай возможность подвоза СПГ в Европу. «Нафтогаз Украины», в свою очередь, пополнял свои ПХГ и к переговорам подошел с рекордными за последние 8 лет запасами в 19 млрд кубометров, заключив дополнительно на зиму еще и контракт на поставку 450 млн кубометров реверсного газа из Европы. В пользу Киева за семь месяцев еще эффективней сработал Евросоюз и его инстанции. Летом утвердили поправки в Газовую директиву, которые ограничивают поставки газа по будущему «Северному потоку-2» вдвое, после чего суд ЕС нанес удар уже по уже действующему «Северному потоку» — ограничил поставки по сухопутному продолжению Opal. В обоих случаях, кроме «Газпрома», должны быть независимые поставщики, которые пользуются трубопроводами. 

Дополнительными «изюминками» стали задержка со строительством европейской ветки «Турецкого потока» через Болгарию и датское разрешение на «Северный поток-2» в экономической зоне страны в Балтийском море, которое Копенгаген до сих пор не выдал.

С учетом ограничений и задержек с осуществлением проектов обходных газопроводов «Газпрому» может понадобиться в следующем году транзит до 50 млрд кубометров через Украину. Очевидно, поэтому Еврокомиссия не стала поднимать вопрос о действующеем предложении о 10-летнем контракте с объемом транзита в 60 млрд кубометров. Оно вроде как само напрашивается. В этот раз Украина рассказала, что до 1 января будет полностью создан независимый оператор «Магистральные газопроводы Украины» и в стране имплементируется европейское законодательство. В его рамках и предлагается работать.

Россия, в свою очередь, сообщила, что до подписания контракта необходимо согласовать прямые поставки российского газа на Украину, от чего зависят и условия транзитного соглашения. Кроме того, Москва по-прежнему настаивает на мировом соглашении по вердикту Стокгольмского арбитражного суда, который оспаривает российский холдинг. По нему, «Нафтогазу Украины» причитается $ 2,6 млрд за нарушение объемов транзита российского газа.

На брифинге после переговоров министр энергетики России Александр Новак немало времени посвятил тому, что при соблюдении Украиной всех обещаний по имплементации европейского законодательства станет возможно бронировать определенные объемы под транзит как на долгосрочной основе, так и краткосрочной. Судя по всему, этот вариант и рассматривается как крайний. Ранее «Газпром» не выражал желания подписывать 10-летний контракт.

Вице-президент ЕК Марош Шефчович во время брифинга сообщил, что продлить контракт не получится, так как появится новая компания-оператор, а, в общем, переговоры достигли главного — появилась конструктивная атмосфера. Еврокомиссар также рассказал, что следующая встреча пройдет до конца октября. При этом, заметил он, у нового оператора ГТС Украины появится директор и он примет участие в декабрьских переговорах. То есть контракт, если и будет, то появится не раньше декабря.

Ранее старое руководство «Нафтогаза Украины» и новый министр энергетики страны Алексей Оржель говорили о том, что полностью поддерживают предложение Еврокомиссии по подписанию 10-летнего контракта с объемами в 60 млрд кубометров в год. «Украинская сторона вряд ли согласится на краткосрочные контракты. Нет никаких гарантий, что с „Северных потоков“ не снимут ограничений, пусть это и сложная процедура, и украинская газотранспортная система не останется не удел», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его мнению, оптимизма по результатам еще заранее ожидать было нельзя, так как обе стороны показывали, что идти на компромисс не готовы: «Все будут затягивать и, если и договорятся, то к концу года». 

Впрочем, работа в рамках европейского законодательства имеет свои плюсы и для «Газпрома», который может бронировать мощности на тот срок, который нужен ему. «Для „Газпрома“, конечно, это выгодно, потому что если Украина использует Третий энергопакет, который говорит о том, что один поставщик может загрузить не более 50−70% мощности трубы, все равно, у Украины такая мощность трубы с советских времен, что нам будет предостаточно даже 50% мощности», — рассказывал RNS ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Кто выразил явное разочарование результатами, так это украинская сторона в лице исполнительного директора «Нафтогаза Украины» Юрия Витренко. Он написал в Facebook, что переговоры оказались консультацией и подписание контракта затягивается, так как Россия требует договориться по решению Стокгольмского арбитража.

«Время до окончания контракта уходит, а переговоры не начинаются. Поэтому, к сожалению, нам необходимо продолжать готовиться к остановке транзита с 1 января», — написал исполнительный директор украинской нацкомпании.

Источник: EADaily, 19.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики