Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может утратить экспортную монополию

«Газпром» может утратить экспортную монополию

Это будет зависеть от переговоров по поставкам газа на Украину

Украина оценит перспективы прямых поставок газа из России, заявил в пятницу глава украинского Минэнерго Александр Оржель. При этом, по его словам, поставлять газ может не только Россия, а со стороны РФ – не только «Газпром».

«Там есть и другие поставщики — другие компании, которые могут это совершать. Поэтому мы говорим о том, что определенный объем (закупок, – НГВ) может быть рассмотрен. Определенный объем мы были бы заинтересованы получить на конкретных основаниях, – пояснил министр. – Но это вопрос консультаций между сторонами».

При этом Оржель подчеркнул, что если в вопросе прямых поставок из России появятся политические факторы и давление, остается «возможность неподписания контракта».
Украина полностью отказалась от прямых поставок газа из России в конце 2015 года и обеспечивала свои потребности за счет реверсных поставок из Европы. В 2016 году Петр Порошенко, занимавший на тот момент пост президента Украины, признал, что реверсные поставки на 30% дороже прямых российских.

Уже в 2019 году Москва вновь поднимала тему прямых поставок, в июне глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что российская сторона готова предоставить Украине цену на 25% ниже текущей.

Глава российского Минэнерго Александр Новак по итогам трехсторонних консультаций по газу, прошедших 19 сентября, сообщил, что Москва вновь предложила Киеву прямые поставки.На сегодняшний день правом на экспорт газа по трубопроводам обладает только «Газпром», таким образом, другие производители не могут поставлять свой газ на Украину.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович напоминает, что и Украина ранее заявляла, что готова закупать газ из России, но не у «Газпрома», и в России есть желающие поставлять газ за границу.

«В первую очередь это «Роснефть», – говорит эксперт. – «Новатэк» тоже выступает за либерализацию экспорта, но сейчас компания более сосредоточена на своих СПГ-проектах».
По мнению Митраховича, если бы встал вопрос выбора между сохранением экспортной монополии «Газпрома» и поставками на украинский рынок, Кремль, скорее всего, согласился бы допустить другие компании к трубопроводным поставкам.

«Но контракт на поставки на Украину в любом случае будет увязываться с транзитным контрактом, – отмечает эксперт. – Условия должны устраивать как Москву, так и Киев, а также Еврокомиссию. В первую очередь речь идет об объемах прямых поставок и транзита, сроках, тарифах и условий «бери-или-плати» и «качай-или-плати».

Условия «бери-или-плати» и «качай-или-плати» подразумевают финансовую ответственность контрагента за невыполнение обязательств по отбору законтрактованного газа и транзиту соответственно.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 20.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики