Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может утратить экспортную монополию

«Газпром» может утратить экспортную монополию

Это будет зависеть от переговоров по поставкам газа на Украину

Украина оценит перспективы прямых поставок газа из России, заявил в пятницу глава украинского Минэнерго Александр Оржель. При этом, по его словам, поставлять газ может не только Россия, а со стороны РФ – не только «Газпром».

«Там есть и другие поставщики — другие компании, которые могут это совершать. Поэтому мы говорим о том, что определенный объем (закупок, – НГВ) может быть рассмотрен. Определенный объем мы были бы заинтересованы получить на конкретных основаниях, – пояснил министр. – Но это вопрос консультаций между сторонами».

При этом Оржель подчеркнул, что если в вопросе прямых поставок из России появятся политические факторы и давление, остается «возможность неподписания контракта».
Украина полностью отказалась от прямых поставок газа из России в конце 2015 года и обеспечивала свои потребности за счет реверсных поставок из Европы. В 2016 году Петр Порошенко, занимавший на тот момент пост президента Украины, признал, что реверсные поставки на 30% дороже прямых российских.

Уже в 2019 году Москва вновь поднимала тему прямых поставок, в июне глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что российская сторона готова предоставить Украине цену на 25% ниже текущей.

Глава российского Минэнерго Александр Новак по итогам трехсторонних консультаций по газу, прошедших 19 сентября, сообщил, что Москва вновь предложила Киеву прямые поставки.На сегодняшний день правом на экспорт газа по трубопроводам обладает только «Газпром», таким образом, другие производители не могут поставлять свой газ на Украину.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович напоминает, что и Украина ранее заявляла, что готова закупать газ из России, но не у «Газпрома», и в России есть желающие поставлять газ за границу.

«В первую очередь это «Роснефть», – говорит эксперт. – «Новатэк» тоже выступает за либерализацию экспорта, но сейчас компания более сосредоточена на своих СПГ-проектах».
По мнению Митраховича, если бы встал вопрос выбора между сохранением экспортной монополии «Газпрома» и поставками на украинский рынок, Кремль, скорее всего, согласился бы допустить другие компании к трубопроводным поставкам.

«Но контракт на поставки на Украину в любом случае будет увязываться с транзитным контрактом, – отмечает эксперт. – Условия должны устраивать как Москву, так и Киев, а также Еврокомиссию. В первую очередь речь идет об объемах прямых поставок и транзита, сроках, тарифах и условий «бери-или-плати» и «качай-или-плати».

Условия «бери-или-плати» и «качай-или-плати» подразумевают финансовую ответственность контрагента за невыполнение обязательств по отбору законтрактованного газа и транзиту соответственно.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 20.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики