Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Украине негде взять газ, кроме как у Газпрома

Эксперт: Украине негде взять газ, кроме как у Газпрома

Эксперт назвал фантастикой заявление Минэнерго Украины о том, что у Украины якобы есть несколько вариантов по импорту газа напрямую из России. Сегодня глава ведомства заявил, что Киев якобы рассматривает варианты покупки голубого топлива не только у Газпрома.

Украина готова обсудить возможность вернуться к импорту газа напрямую из России, от чего отказалась еще в 2015 году. Об этом в пятницу заявил министр энергетики Украины Алексей Оржель. При этом он отметил, что покупать российский газ Украина может не только у Газпрома, в России «есть и другие поставщики – другие компании, которые могут это совершать». Плюс кроме России могут быть и другие поставщики импортного газа на Украину, добавил он.

Но вопрос восстановления импорта для Украины не в приоритете у России. Кроме того, у Украины нет реальной альтернативы кроме российского газа, отмечают эксперты.

«Украине неоткуда больше брать газ, поэтому сложно понять, что украинский министр имеет в виду. Возможно, сложилась информационная картина, что он всячески договаривается с Россией, поэтому ему приходится делать такой риторический откат. Слово Газпром на Украине зачастую воспринимается как красная тряпка, и если договариваешься с Газпромом, то это еще хуже, чем договариваться с Россией», - предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Другой вариант: возможно, Еврокомиссия, говоря о либерализации рынка газа, подразумевала это не только со стороны Украины, но и со стороны России. Однако для Украины никакой разницы нет. Даже если бы газ поставлял другой поставщик из России – Новатэк или Роснефть, то добыча у них в Западной Сибири, поэтому стоимость доставки для Украины будет высокой», – говорит Юшков.

В России только Газпром имеет право экспортировать газ за рубеж, если речь идет о трубопроводных поставках. Ни у Роснефти, ни у Новатэка или других компаний такого права нет, и правительство России вряд ли изменит ситуацию ради Украины.

 

«Это принципиальная позиция внутри России. Потому что, если этот рынок либерализовать, то начнется конкуренция на рынке сбыта между российскими компаниями, что приведет к падению цены и ударит по доходам бюджета. Чем ниже цена, тем ниже расчет НДПИ и экспортной пошлины», – поясняет Игорь Юшков. К тому же, у Новатэка и Роснефти нет лишнего трубопроводного газа для Украины.

Никаких других поставщиков газа не из России Украине не найти. Это стоит уже признать. Тот же реверсный газ из Польши, Венгрии и Словакии, который с 2015 году закупает Украина в объеме 10 млрд кубометров – тот же российский газ, который перепродают с наценкой Украине европейские трейдеры. Эта схема устраивает всех, Газпром в любом случае продает эти объемы и получает за них европейскую цену. Но этот канал поставки возможен только при условии сохранения транзита через Украину. В самой Польше, Венгрии и Словакии нет лишнего газа, они сами импортозависимы. Прибалтика тоже импортер газа. Румыния добывает топливо, но его мало для экспорта.

Проект поставки импортного газа из Азербайджана через Турцию по Трансбалканскому газопроводу, который ранее рассматривал Киев, из области фантастики, - говорит Юшков. Потому что у Азербайджана просто нет лишнего газа для продажи, ему даже пришлось восстановить закупки российского голубого топлива.

 

Остается только одна альтернатива для Украины – это поставки СПГ через польский терминал. И СПГ может быть любым – и от российского Новатэка, и от американских производителей, и от катарских. Первый минус в том, что это топливо будет определенно дороже российского трубопроводного. Второй минус – потребуются вложения в организацию технической доставки СПГ из Польши на Украину в реверсном режиме по трубам. Это возможно только при отсутствии транзита из России. Третий минус – польский СПГ-терминал может принимать вдвое меньше газа, чем потребляет Украина: 5 млрд кубов против 10 млрд кубов. То есть, этого Украине будет недостаточно, ей потребуется еще 5 млрд кубов все равно закупать у Газпрома напрямую. Это если не учитывать тот факт, что Польша сама хочет отказаться от российского газа, и для этого ей самой понадобится СПГ. Расширение терминала до 7,5 млрд кубов – это время, которого у Украины сейчас нет.

«Какой вариант ни возьми – все притянуты за уши. Это фантастика», – заключает Юшков. И эти проекты точно не решаемы до января 2020 года.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 20.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики