Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром заработает на европейском выборе Украины

Газпром заработает на европейском выборе Украины

Украина может получить прокачку российского газа в 2020 году и без контракта с Москвой. Для этого Киеву достаточно перейти на европейские энергетические правила игры и выставлять мощности трубы на аукцион. Этот вариант был озвучен в преддверии трехсторонней газовой встречи ЕС, Украины и России. Но при том, что данный вариант позволит загрузить трубу, для Киева он не самый выгодный.

РФ сможет поставлять газ в ЕС через Украину в 2020 году без контракта с Киевом, заявил ТАСС источник в европейском энергетическом секторе. «Киев принял на себя обязательства как член Европейского энергетического сообщества имплементировать в своем законодательстве к 1 января 2020 года европейские энергетические нормы, включая порядок проведения аукционов на резервирование транзитных мощностей. Таким образом, даже при отсутствии контракта оператор украинской газотранспортной системы (ГТС) будет обязан выставлять на аукцион свои транзитные мощности, которые Газпром сможет выкупать для осуществления краткосрочных и среднесрочных поставок. Получается, даже отсутствие контракта не приведет к прекращению транзита газа в ЕС», – пояснил собеседник.

«Даже если трехсторонние консультации по газу не приведут к результату, нынешний десятилетний контракт между Москвой и Киевом истечет в конце 2019 года и не будет ни продлен, ни обновлен, для сохранения транзита в 2020 году все равно будет существовать достаточная легальная база», – заключил эксперт.

Он напомнил, что прецедент успешных поставок Газпрома по аукционной системе на постсоветском пространстве уже есть: с 1 января по 12 марта 2019 года Газпром поставлял газ в Армению через ГТС Грузии без транзитного контракта с Тбилиси, выкупая транзитные мощности через аукционную систему.

Собственно, такая же схема действует и в отношении газопровода Opal, который является продолжением «Северного потока – 2» по сухопутной территории ЕС. Половину мощности этой трубы Газпрому приходится бронировать через аукционы. Недавно Польша сделала подарок Украине, через суд отменив это исключение для газопровода из норм Третьего энергопакета ЕС. Газпрому пришлось сократить прокачку топлива через Opal примерно на 0,6 млн кубов в час.

При этом увеличились на 0,3 млн кубов в час транзитные мощности газопровода Nel, который вместе с Opal принимает российский газ из «Северного потока». С другой стороны, Газпром заставили увеличить прокачку газа через украинскую трубу. В частности, заявка на прокачку газа через станцию «Вельке Капушаны», которая является пограничным пунктом между Словакией и Украиной (так называемый ужгородский коридор), на понедельник выросла до 154,7 млн кубометров против 145,4 млн кубометров, которые в среднем качались до ограничения доступа Газпрома к Opal.

Если Украина сделает все необходимое для интеграции в энергетическое пространство с ЕС, то переход на аукционы будет даже на руку Газпрому.

Газовые переговоры даже в трехстороннем формате ожидаются крайне тяжелые. Первый раунд после смены власти на Украине ожидается на этой неделе – 19 сентября. Нынешнее руководством «Нафтогаза» подписывать контракт вообще не хочет, поэтому всячески будет мешать конструктивному разговору. При этом Украина выдвигает заведомо невыполнимые требования для Газпрома типа прокачки 90 млрд кубометров газа по условию «качай или плати». Не говоря уже о геополитической напряженности.

«Если бы установили систему проведения аукционов без контракта, то не надо было договариваться с «Нафтогазом» или с отделенным от него оператором ГТС о самом факте транзита. Тогда обязанности были бы у двух сторон. По крайней мере, будут определены четкие правила игры. Украина условно раз в полгода обязуется провести аукцион, Газпром участвует в нем как единственный поставщик и получает определенный объем мощностей украинской ГТС», – поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«На самом деле форма аукционов – это абсолютная профанация. С точки зрения имиджа Украина сможет показывать, что она якобы часть Европы. Но изначально цель аукционов в том, чтобы создать точку конкуренции, чтобы в рамках аукциона компании боролись и предлагали более выгодные условия за место в трубе. Но за украинскую трубу борьбы не будет, ведь единственный возможный поставщик газа – Газпром. Здесь та же ситуация, как и с Opal: что там на входе в трубу нет никого, кроме Газпрома, что здесь с востока Украины другого поставщика нет и не будет», – рассуждает нефтегазовый эксперт.

Какой именно объем мощностей Украина могла бы выставлять на аукционе, сейчас сложно сказать. Проектная мощность украинской ГТС на границе с ЕС изначально составляла 142,5 млрд кубометров, однако такие объемы никогда не транспортировались. И физически украинская ГТС сегодня вряд ли сможет прокачать 142 млрд кубов – техническое состояние трубы не позволит это сделать, говорит Юшков. Однако Газпрому столько и не нужно. В прошлом году было прокачано 86,8 млрд кубометров. В следующем году 15 млрд кубов уйдет по первой нитке «Турецкого потока», с другой стороны, 12 млрд кубов придет из-за ограничений по Opal.

«Для Газпрома важно продержаться январь, февраль и март 2020 года, а дальше нужно будет качать значительно меньше газа через Украину. Даже если в январе – марте 2020 года будет загрузка газопровода на 60 млрд кубов в годовом выражении, то благодаря тем запасам газа, которые Газпром сделал в европейских хранилищах, он вполне сможет пройти, проскочить отопительный сезон без проблем», – считает эксперт ФНЭБ.

Идея аукциона может быть выгодна Газпрому также потому, что аукцион проводится в открытом режиме, тогда как транзитный контракт – это коммерческая тайна, которая не подлежит огласке (хотя «сливы» в СМИ, конечно, бывают). Это значит, что условия транспортировки газа при аукционе по продаже мощностей украинской ГТС будут известны всем. А здесь главное – это тарифы на транспортировку топлива и объемы. «Если в истории с аукционами возникнет конфликт, то сразу станет понятно, кто прав, а кто виноват. Споры могут быть по тарифу на прокачку газа – европейские ли они или завышенные», – указывает Игорь Юшков.

Что касается Украины, то для нее выгоден любой вариант, при котором сохраняется транзит по ее территории. Потому что это приносит прибыль. Прокачка российского газа в 2018 году на 86,8 млрд кубов принесла Украине 2,1 млрд долларов, оплаченных Газпромом. Во-вторых, транзит российского газа позволяет Украине импортировать газ по реверсным схемам для собственных нужд. Без транзита почти невозможен будет и реверс. Это грозит энергетическим коллапсом в отопительный сезон. Отсутствие транзита приведет к дефициту газа в Европе и росту цен на него на споте. Даже если Украине вдруг удастся найти лишний газ в Европе, то он будет дорогой и еще будет накладываться цена его физической доставки на Украину.

«Если транзит через Украину этой зимой сорвется, то выиграют лишь определенные элиты, которые ориентируются на США, так как они хорошо выполнят свою работу», – говорит эксперт.

На самом деле Украине выгодней подписать контракт хотя бы на один год, а лучше на 10 лет. Потому что это дает им гарантию сохранения транзита в том или ином виде. Если же ситуацию отдать на откуп аукционам, то Газпром в любой момент может отказаться участвовать в выкупе мощностей украинской трубы. Учитывая, что других поставщиков просто нет, это будет означать крест на украинской ГТС. И это может произойти уже во второй половине 2020 года, когда обходные газопроводы должны заработать.

«Украине, конечно, более выгоден долгосрочный контракт. Поэтому Украина и требует 10-летний контракт с невероятными условиями, чтобы гарантировать себе долгосрочную загрузку трубы. Это и постоянная прибыль для Киева, и возможность потом продать трубу. Без гарантий загрузки ее никто не захочет покупать. Наконец, с помощью контракта Украина привязывает к себе Россию, которая оказывается зависима от страны-транзитера», – рассуждает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Газпрому же выгодней аукционы или контракт на один год. Потому что по мере ввода в строй обходных газопроводов он сможет снимать ненужные объемы с украинской трубы и экономить на оплате транзитных услуг.

Поэтому имеются сомнения, что Украина вовремя проведет реформу и организует систему аукционов к 1 января 2020 года. «Украине еще далеко до этой реформы, там еще ничего не готово. Такого механизма нет, и вряд ли он появится к январю. А Газпрому и Украине очень важно сохранить транзит именно в первой половине нового года. «Северный поток – 2» еще не будет достроен как минимум по европейской территории. Плюс началось сокращение прокачки по Opal. Также сохраняется неопределенность со второй ниткой «Турецкого потока», идущей по маршруту из Болгарии в Сербию, Венгрию и Австрию. Еще не построена перемычка из Болгарии в Сербию и к 1 января вряд ли будет построена», – рассуждает собеседник.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 16.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики