Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Не похоже на поиск компромиссов»: на Украине рассчитали новые тарифы на транзит российского газа в Европу

«Не похоже на поиск компромиссов»: на Украине рассчитали новые тарифы на транзит российского газа в Европу

Компания «Нафтогаз» произвела расчёт тарифов, которые будут предложены российской стороне за транзит газа в Европу через территорию Украины. Цены рассчитаны на 2020—2024 годы и зависят от объёмов бронирования транзитных мощностей газотранспортной системы Украины. Речь идёт о ценах до $3,21 за 1 тыс. куб. м на каждые 100 км (сейчас — $2,61). Эксперты констатировали, что это существенно дороже, чем тарифы на поставки по альтернативным маршрутам. Аналитики также обратили внимание на то, что данные опубликовал «Нафтогаз», хотя компания вскоре перестанет отвечать за транспортировку газа — полномочия будут переданы независимому оператору ГТС. 

Украинская государственная компания «Нафтогаз» произвела расчёт возможных тарифов на транзит российского газа в Европу для различных объёмов годового бронирования на ближайшие пять лет. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу компании.

Согласно опубликованным цифрам, в случае бронирования 60 млрд куб. м транзитных мощностей газотранспортной системы (ГТС) Украины тариф на 2020—2024 годы составит $3,21 за 1 тыс. куб. м на 100 км. При бронировании 90 млрд куб. м цена будет снижена до $2,56.

 

Отмечается, что в 2019 году транзитный тариф для российского газа — $2,61 за 1 тыс. куб. м на каждые 100 км.

Эти данные были обнародованы после того, как в Брюсселе прошёл очередной раунд трёхсторонних переговоров по газу, в которых приняли участие высокопоставленные представители России, Украины и ЕС.

В частности, на этой встрече украинская сторона представила концепцию будущего оператора ГТС Украины, который получил название ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ). Сообщается, что в ходе переговоров представители новой компании передали российской стороне проекты договора о взаимодействии между операторами смежных газотранспортных систем и стандартного соглашения на транспортировку.

Кроме того, «Нафтогаз» передал российской делегации дорожную карты действий, необходимых для завершения отделения оператора ГТС как независимой структуры.

В среду, 18 сентября, украинский кабмин обновил план отделения деятельности по транспортировке природного газа от НАК «Нафтогаз Украины». Тогда же стало известно, что новообразованная компания будет подчиняться Министерству финансов страны.

«Предложенная модель отделения обеспечит предпосылки для создания прозрачной и эффективной структуры Оператора ГТС, внедрения европейских стандартов работы, обеспечения реальной независимости Оператора ГТС, сертифицированного в соответствии с требованиями европейского законодательства», — цитирует «Громадське» министра энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексея Оржеля.

Комментируя приведённые украинской стороной цифры, заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач констатировал, что указанные цены существенно превосходят тарифы по альтернативным маршрутам доставки российского газа европейским потребителям.

«Притом что никакой серьёзной программы по поддержанию и развитию мощностей на Украине не существует», — отметил собеседник RT, добавив, что с учётом указанных тарифов нормы доходности не будут соответствовать европейским.

«Украина переходит на европейское законодательство в газовой сфере, а оно предполагает, что транспортные компании имеют нормы доходности в пределах 3—5%. С предложенными же сейчас тарифами она будет около 50—60%, и это неприемлемо», — заявил эксперт.

 

Вместе с тем он обратил внимание на то, что данные по вероятным тарифам обнародовал «Нафтогаз», который вскоре лишится управления ГТС.

«Вопрос в том, какое отношение к расчёту тарифов имеет компания «Нафтогаз». Она не должна быть участником процесса. Тарифы может определить только независимый регулятор», — подчеркнул Гривач.

«Максимально двигаться навстречу друг другу»

Напомним, что текущий контракт, регламентирующий транзит российского газа через территорию Украины, истекает 31 декабря 2019 года. Пока сторонам не удалось достичь договорённости о его пролонгации или заключении нового соглашения.

Вместе с тем последние участники похвалили переговоры, которые прошли 19 сентября, упомянув о позитивной атмосфере и конструктивном характере беседы.

«Мы обсудили очень много вопросов, причём конкретных вопросов, касающихся в первую очередь поставок газа на Украину. Мы считаем, что это очень важный вопрос для того, чтобы говорить о транзите газа и тех объёмах, которые будут с 2020 года», — заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак по итогам встречи.

Представители Киева также позитивно оценили состоявшиеся переговоры и отметили, что настроены на подписание нового договора о транзите российского газа.

«Мы не допускаем такой опции, как неподписание контракта, — цитирует ТАСС Алексея Оржеля. — Стороны должны максимально двигаться навстречу друг другу».

Отметим, что по итогам 2018 года Украина сократила транзит природного газа через свою газотранспортную систему на 7,1% — до 86,8 млрд куб. м. Как сообщалось в январе 2019-го, транзит в Европу за год составил 83,8 млрд куб. м, что на 7,6% ниже показателей 2017 года.

Украинский политолог и экономист Александр Дудчак в разговоре с RT выразил мнение, что в переговорном процессе по газовым вопросам Киев пока предлагает исключительно те варианты, которые устраивают украинскую сторону.

«Пока это не похоже на поиск компромиссов. Цифры очень высокие, и вряд ли это устроит Россию», — считает эксперт.

Вместе с тем он допустил, что речь идёт о первичных расчётах и в будущем будут обнародованы более реальные цифры. Однако он напомнил и о том, что «Нафтогаз» до сих пор не проявлял заметной гибкости в переговорах с российской стороной, в частности в вопросах судебного разбирательства с «Газпромом» в стокгольмском арбитраже.

«Кроме таких условий по транзиту, так и не было высказано никаких идей о прекращении судебных разбирательств, о поиске оптимальных для обеих сторон решений», — заключил Дудчак.

Авторы: Сергей Гусаров, Анна Лушникова

Источник: RT, 21.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики