Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа прогнула «Газпром» под Украину, загнав в кабалу

Европа прогнула «Газпром» под Украину, загнав в кабалу

О чем удалось и не удалось договориться на газовых переговорах России, Украины и ЕС

19 сентября в Брюсселе состоялись долгожданные трехсторонние переговоры по транзиту газа между представителями России, Украины и ЕС. Несмотря на первоначальные прогнозы экспертов о том, что на них вряд ли удастся прийти к какому-то компромиссу, похоже, что сторонам удалось несколько сблизить позиции.

Правда, о заключении нового контракта речи не идет. Вместо этого стороны склоняются к варианту продолжения транзита без двустороннего договора, но по европейскому законодательству, которое Киев должен успеть имплементировать к 1 января 2020 года. «Свободная пресса» уже писала о том, что такой сценарий возможен и мог бы удовлетворить все стороны.

Напомним, что действующее транзитное соглашение между странами истекает уже в конце этого года, и как после этого «голубое топливо» будет поступать к потребителям в Европе пока непонятно.

Обходные газопроводы, которые сейчас активно строит «Газпром» — «Северный поток-2» и «Турецкий поток» — точно не будут достроены к началу 2020 года. Болгария только сегодня заключила договор с подрядчиком на прокладку второй нитки по своей территории, и строительство будет закончено не раньше лета 2020-го, и это только до границы с Сербией.

Что касается «Северного потока-2», его должны были ввести в эксплуатацию в конце текущего года, но Дания до сих пор не выдала разрешение на прокладку трубы по своей территории, поэтому сдача газопровода тоже может затянуться.

И это еще не все проблемы для «Газпрома» — как раз накануне переговоров Европейский суд удовлетворил иск Польши, которая потребовала ограничить прокачку российского газа по газопроводу OPAL. Это продолжение первого «Северного потока» на территории Германии, и в результате решения суда еще около 16 миллиардов кубометров газа придется перенаправить на украинский маршрут.

В общем, без переговоров с Украиной было не обойтись. Однако до последнего было непонятно, можно ли ожидать от них какого-то конструктива. Слишком уж разные позиции сторон. Украина требовала заключения транзитного договора на 10 лет с обязательным объемом прокачки в размере 60 миллиардов кубометров в год, а также сохранением обязательного условия «качай или плати».

«Газпром» же предлагал всего лишь продлить действующее соглашение на год, а до этого еще и заключить контракт с Украиной на прямые поставки газа и пойти на мировое урегулирование разбирательства в Стокгольмском арбитраже.

Евросоюз, в свою очередь, также настаивал на долгосрочном контракте, который, во-первых, отвечает его интересам, а во-вторых, гарантирует стабильный доход Украине.

Несмотря на столь противоположные позиции, до переговоров все стороны были настроены очень оптимистично. Например, директор по развитию бизнеса украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко, прибыв в Брюссель, на вопрос журналистов о том, удастся ли договориться, ответил: «Договоримся, вопрос только в том, когда». А глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что настроение у него «как и погода за окном замечательное».

До трехсторонней встречи заместитель председателя Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович сначала провел переговоры с новым министром энергетики Украины Алексеем Оржелем и главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым, а после — с министром энергетики России Александром Новаком и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Шефчович похвалил украинскую сторону за решение об «анбандлинге» «Нафтогаза», которое было принято 18 сентября.

«Мы приветствуем существенный прогресс в анбандлинге „Нафтогаз Украины“ как элемент, важный для успешного результата трехсторонних переговоров», — написал он на своей странице в Twitter после переговоров с украинским министром.

Анбандлинг — это разделение «Нафтогаза» на несколько компаний, одна из которых будет заниматься транзитом газа, другая добычей, а третья — внутренними поставками.

После переговоров, которые завершились примерно в пять часов вечера по Москве, стороны сделали первые комментарии, которые были довольно оптимистичными. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что диалог был «конструктивным», причем удалось обсудить не только транзит газа, но и возможность заключения мирового соглашения по «нулевому варианту» по искам в Стокгольмском арбитраже.

Украина, в свою очередь, выразила заинтересованность в продолжении транзита после 2020 года и пообещала перейти на европейское энергетическое законодательство с 1 января 2020 года. Как уже писала «Свободная пресса», это означает, что «Газпром» сможем продолжать транзит газа даже без двустороннего соглашения с Украиной.

По европейскому энергетическому законодательству оператор ГТС должен выставлять ее мощности на аукцион, в котором могут участвовать все желающие, в том числе и «Газпром». Одна компания может выкупить не больше 50% общего объема, но с учетом того, что украинская труба способна прокачать 120 млрд. кубометров, 60 млрд. кубов «Газпрому» должно хватить.

Александр Новак отметил, что «Газпром» готов работать в соответствии с европейским законодательством и бронировать мощности украинской ГТС, однако выразил сомнения в том, что к 1 января 2020 года действительно удастся имплементировать необходимую нормативную базу. Если Киев не успеет сделать это в срок, российская компания предлагает временно продлить действующий контракт.

Плюс в этой схеме в том, что «Газпрому» удастся избежать обязательств по конкретным объемам поставок. Компания сможет бронировать те мощности, которые сочтет целесообразными.

Судя по всему, стороны продолжили диалог и по поставкам газа непосредственно Украине. Как сказал Александр Новак, представители соседней страны взяли российские предложения в разработку и сейчас рассматривают как прямые поставки, так и ревернсые. Но все это — предмет «коммерческих переговоров между компаниями».

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских тоже позитивно оценил итог переговоров России, Украины и ЕС.

«Россия… всегда говорила о том, что раз это рыночные продукты, то должны быть рыночные отношения, никаких политических требований и дискуссий в связи с этим не должно быть. Конечно, очень радует, что новое руководство Украины начинает понимать, что никоим образом нельзя ставить в зависимость рыночные и политические отношения», — заявил депутат.

А вот представитель ЕК Марош Шефчович был настроен более сдержано. Евросоюз продолжает настаивать на долгосрочном соглашении с Украиной и надеется, что этот вопрос удастся обсудить на следующих переговорах, которые состоятся примерно через месяц. Обеспокоенность еврокомиссара понятна, ведь чем ближе зима, тем больше вероятности, что расплачиваться за несговорчивость придется мерзнущим евроейцам.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что вариант с переходом Украины на европейское законодательство вполне устроил бы «Газпром». Что касается долгосрочного контракта, он может натолкнуться на трудности как с украинской, так и с российской стороны.

— Аукционы — это европейская норма, и если она будет имплементирована, это позитив для «Газпрома». Это значит, что контракты будут прозрачными, тарифы — адекватными, к тому же «Газпром» будет сам выбирать объем прокачки. Его не обязывают к прокачке 90 млрд. кубов газа, о чем шла раньше речь со стороны Украины. Конечно, такая схема российскую компанию устроит, тем более что лоты на аукционе разыгрываются не на 10 лет. Это позитивный сценарий.

Другой вопрос, что эту систему, скорее всего, не удастся имплементировать к 1 января. Если ее не будет, как транспортировать газ, непонятно. Продление на год действующего контракта «Газпром» тоже устраивает. Тарифообразование там адекватное, хотя и одно из самых высоких в Европе.

Для «Газпрома» это меньшее из зол. Даже с условием «качай или плати» на 60 миллиардов кубометров. В 2020 году он все равно точно прокачает через Украину этот объем, и никаких проблем в этом плане возникнуть не должно.

Оба сценария для «Газпрома» позитивные, и не зря Александр Новак выражал после переговоров оптимизм. Когда «Нафтогаз» говорил о контакте на 90 миллиардов кубов на 10 лет с условием «качай или плати» — вот это было невыполнимо, и повода для оптимизма было мало. То, что предлагают сейчас, звучит намного лучше. Хотя мы и не знаем пока деталей того, что именно нам предлагают.

Естественно, на этой встрече о заключении полноценного контракта речи никто не вел. Скорее, стороны просто обозначили свои позиции и дали понять, чего они друг от друга хотят.

«СП»: — Еврокомиссия продолжает настаивать на заключении долгосрочного контракта, возможно ли это?

— Самой большой проблемой, на мой взгляд, станет то, что наши переговорщики были загнаны в определенные рамки президентом. Владимир Путин неоднократно говорил о том, что любой новый договор на поставку и транзит газа должен быть увязан с разрешением конфликта «Нафтогаза» и «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже.

Но это снижает пространство для маневра наших переговорщиков. Подразумевается, что для того, чтобы подписать новый договор, мы должны урегулировать старый спор. Но гораздо конструктивней было бы развести эти вопросы по разным трекам.

Тем более что даже с юридической точки зрения старый спор идет между «Газпромом» и «Нафтогазом» и может продолжаться очень долго. А подписать договор на транзит можно будет уже с новой компанией-оператором ГТС, которую выделят из «Нафтогаза». Необязательно урегулировать спор с одной компанией, чтобы подписать транзитный договор с другой. Но пока и Новак, и Миллер попадают в определенную ловушку, и это может затруднить будущие переговоры.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 20.09.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики