Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: увеличение поставок нефти в Белоруссию из Казахстана выгодно для России

Эксперты: увеличение поставок нефти в Белоруссию из Казахстана выгодно для России

Аналитики считают, что российские компании смогут высвободившиеся с белорусского направления объемы реализовать на более выгодных условиях на других рынках

Планы Минска закупать часть объемов нефти не из России, а из Казахстана вполне реализуемы, говорят опрошенные ТАСС эксперты. Хотя полностью казахская нефть заменить поставки из России не сможет в силу более высокой цены. Российские же компании смогут высвободившиеся с белорусского направления объемы реализовать на других рынках на более выгодных условиях, считают аналитики.

Незаменимых нет

Белоруссия планирует до конца года заключить соглашение с Казахстаном об импорте нефти и нефтепродуктов в рамках объявленных несколько лет назад планов диверсификации поставок из России. В качестве возможных партнеров в разное время рассматривались такие страны, как Венесуэла и Иран.

"Это не рычаги давления, это поиски альтернатив", - объяснял на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко. Однако, по мнению наблюдателей, чаще всего этот вопрос поднимается в периоды обострения споров с Россией. К примеру, в данный момент Минск обеспокоен потерями от реализуемого в России налогового маневра в нефтяной отрасли.

Белоруссия получает нефть из России по утвержденному в межправсоглашении балансу, этот объем составляет 24 млн т в год. Минск ввозит для переработки лишь 18 млн т нефти, а остальной объем с 2017 года может реэкспортировать. При этом Белоруссия оставляет в своем бюджете пошлины от экспорта нефтепродуктов, полученных из российской нефти. 

Однако в России с 2019 года проводится налоговый маневр, по которому экспортная пошлина с текущих 30% обнулится к 2024 году при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для белорусских НПЗ российская налоговая реформа означает удорожание сырья. Минск добивается от Москвы компенсации. По оценке Лукашенко, до 2025 года Белоруссия может потерять до $10,6 млрд от российского налогового маневра.

В том, что переговоры о закупке казахской нефти являются попыткой надавить на Москву, эксперты не сомневаются. "Минск пытается выторговать некоторые компенсации в рамках налогового маневра. Они хотят, чтобы выплаты из российского бюджета для наших НПЗ распространялась и на белорусские заводы, чтобы мы компенсировали белорусам часть выпадающих доходов", - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Реальный план

Впрочем, технологически и экономически запустить экспорт казахской нефти в Белоруссию вполне возможно, считают собеседники ТАСС. Логистически организовать поставки сырья можно через своповые схемы, допускает советник гендиректора "Открытие брокер", доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Он отмечает, что Казахстан как никто на постсоветском пространстве работает с иностранными компаниями, для которых своп - обычная практика.

По его мнению, своповые схемы, при которых товар перемещается только на бумаге, а физически используется ближайшая к точке поставки нефть, может осуществляться через балтийские порты. "Это позволит обойтись без российского транзита", - говорит он.

Юшков из ФНЭБ также не видит препятствий для продажи казахской нефти в Белоруссию, тем более, что пробные поставки уже имели место в 2017 году. Правда, по его мнению, своповую схему можно осуществить и через российскую территорию. "Казахстан подает свою нефть в российскую систему, и на выходе мы получаем по той же самой "Дружбе" поставки российской нефти сорта Urals", - поясняет он. Это позволит избежать перенастройки белорусских НПЗ на другие нефтяные сорта. Официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин сообщил ТАСС, что "Транснефть" пока не получала официальных обращений о поставках нефти из Казахстана в Белоруссию.

Единственным слабым местом такой комбинации эксперты называют цену поставок. "Казахская нефть дороже, потому что они могут продать этот же объем на внешний рынок и получить больше денег. Продавать белорусам нефть по ценам ниже российских они не станут", - говорит Юшков.

России нет смысла препятствовать поставкам казахской нефти, уверен эксперт. "Чем больше будут закупать белорусы альтернативной нефти, тем России выгоднее. Экспортируя по другим направлениям, российские компании будут платить экспортную пошлину, то есть бюджет получит больше денег, чем от поставок в Белоруссию", - говорит он. Сейчас добыча нефти в России ограничена и технологически, и в силу действующего соглашения ОПЕК+, напоминает он. "Если нефть освобождается с белорусского рынка, ее прекрасно можно пристроить на внешний рынок и получить больше денег в бюджет", - резюмирует эксперт.

Однако полностью Казахстан обеспечить загрузку белорусских НПЗ не сможет, уверены эксперты. "Объемов для полного замещения российских поставок у Казахстана нет. Речь может идти только о дополнительных объемах", - считает аналитик "Финама" Алексей Калачев.

Автор:  Максим Корчагин

Источник: ТАСС, 27.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики