Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Месяц затишья сменился ростом цен

Месяц затишья сменился ростом цен

Почему стоимость топлива увеличивается

Бензин опять начал дорожать. За прошлую неделю цена за литр 95-ого в среднем увеличилась на пять копеек, следует из данных Московской топливной ассоциации. Некоторые АЗС повысили стоимость бензина на 15-20 копеек. Динамику подтверждают и данные Росстата. Хотя до этого стоимость топлива оставалась неизменной больше месяца. С чем это связано? И ждать ли дальнейшего роста цен? Разбирался Владислав Викторов. 

После того, как с 1 июля перестало действовать соглашение нефтяников с правительством о заморозке цен на топливо, сразу появились новости о том, что дизель подорожал на 64 копейки. Изначально это показалось доказательством, что без ручного управления топливо неизбежно начнет дорожать. Но затем последовало затишье, и лишь в конце августа Росстат сообщил о незначительном росте цен на бензин в Москве на две копейки. Это повторилось и в конце сентября, и как говорит руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов «копеечный» рост продолжится до конца года и виной тому – инфляция: «Когда Росстат фиксирует рост цен, это означает лишь то, что владельцы АЗС и крупные компании подтягивают цены под условия инфляции. Это всегда происходит задним числом. Большинство подтягивают уровень цен под цены окружающих АЗС, отсюда фиксация роста. До конца года мы увидим рост в пределах инфляции».

В понедельник Московская топливная ассоциация сообщила, что за прошлую неделю в столице литр 95-ого в среднем подорожал на пять копеек. Но самый заметный рост показали АЗС компании «Роснефть» и связанная с ней «ТНК-Столица» — почти 20 копеек. В самой компании “Ъ FM” заявили, что не понимают, откуда взялись эти данные.

Впрочем, такой рост укладывается в прогнозируемый уровень инфляции в 4,5%. Именно на столько компании могут повышать стоимость топлива, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. А с начала года рост составил меньше 2%, добавил он: «Сейчас какие-то изменения в несколько копеек допустимы вполне. По итогам года мы можем получить чек, который укладывается наконец-то в нормы годовой инфляции. Не забывайте, что кнут никто не отменял. Не раз глава Кабмина заявлял, что при каких-то бифуркациях мы можем увидеть и заградпошлины. Нефтяники предпочитают не рисковать экспортом».

Не стоит забывать и о том, что октябрь — это время активных плановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. И нередко это приводит к небольшому дефициту. К тому же скоро на АЗС появится зимний дизель, который традиционно дороже летнего, поэтому в ближайшее время цены на это топливо будут расти заметнее, отмечает представитель Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. Но на днях Владимир Путин подписал закон о повышении акцизов на бензин пятого класса. С нового года они увеличатся на 3,5% и вот это заметит каждый автовладелец, говорит Юрий Зуев: «Акцизы — это дополнительные налоговые сборы. Это ударит по карману производителей нефтепродуктов.

Но, как правило, когда у нас возрастают дополнительные сборы, нефтяники перекладывают это на покупателя.

Когда у нас стимулировали производство нефтепродуктов пятого класса, эти продукты были освобождены от акцизного налогообложения. Сейчас планомерно все перешли на производство бензинов пятого класса — все вернули на круги своя».

Очевидно, что бензин и дальше будет дорожать, пусть и медленно. Но россияне это вряд оценят. Судя по опросам ВЦИОМ, как раз из-за высоких цен на топливо почти половина россиян готова отказаться от частых поездок на автомобилях. А в качестве альтернативы большинство пересели бы на велосипед. Ранее Владимир Путин подписал закон, который должен сдержать рост цен на бензин. В нем предусмотрены компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок вместо экспорта. Их будут выплачивать, если цены при продаже горючего за рубеж будут выше внутренних. Это позволит избежать дефицита топлива в России, а значит и роста цен.

Источник: Коммерсантъ FM, 01.10.2019 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики