Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варианты Путина по транзиту вскрывают "газовый парадокс" Европы и Украины

Варианты Путина по транзиту вскрывают "газовый парадокс" Европы и Украины

Слова Путина о двух вариантах развития событий в отношении истекающего контракта на транзит газа с Украиной обозначают парадоксальную ситуацию, когда Россия становится самой заинтересованной стороной в работе украинского транзита по европейскому законодательству, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Два варианта по контракту на транзит газа с Украиной

Во время выступления на форуме «Российская энергетическая неделя» президент России Владимир Путин заявил о двух вариантах развития событий в отношении истекающего контракта на транзит газа с Украиной. По первому из них Россия готова подписать договор с Украиной на транзит в рамках европейского законодательства, если та успеет до конца года его имплементировать.

Если не успеет, что вполне вероятно - существуют внутриукраинские законодательные и политические процедуры, которые еще нужно украинским партнерам пройти, это не очень просто будет сделать - то мы готовы продлить на какое-то время, скажем, на год существующий контракт на прокачку, сказал Путин. Он подчеркнул, что Россия давно была готова к переговорам с украинскими партнерами по этому вопросу, но они «не могли никак сформировать необходимые органы власти для ведения переговоров».

«Вариант на самом деле один, только в первом случае речь идет о том, что Украина успеет применить европейское право до 1 января текущего года, а во втором случае – если она успеет это сделать к 1 января 2021 года. До этого момента на год будет введен промежуточный этап, по которому будет действовать старый контракт с важной оговоркой. Речь не идет о прокачке 110 млрд кубов в течение года, «Газпром» настаивает на отмене решения Стокгольмского арбитража и штрафных санкций за нарушение пункта «качай или плати».

По европейскому законодательству ситуация выглядит еще более интересной. Как ни парадоксально, именно «Газпром» самая заинтересованная сторона в том, чтобы украинский транзит шел по европейскому законодательству, а вовсе не Европа. Европа как раз в лице вице-президента Еврокомиссии Шефчовича настаивает на десятилетнем контракте с 60 миллиардами кубометров прокачки. Получается, что Европа породила законодательство, которое не выгодно Украине, а теперь упрямо пытается ей помочь», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Суть европейского законодательства

Ранее о планах на переговоры с Россией по газу рассказал новый глава Минэнерго Украины Алексей Оржель. Он отметил, что Киеву предварительно предстоит закончить выделение газотранспортной системы (ГТС) из «Нафтогаза», поэтому сейчас украинская сторона работает над тем, какая модель лучшая, ее обсуждают с американскими партнерами.

Киев подписался под европейским энергопакетом, поэтому взял на себя обязательства провести разделение вертикально интегрированной кампании «Нафтогаз» по функциям на отдельные компании. «Газпром» в свою очередь справедливо отмечает, что пока разделение не произошло, то не понятно, с кем вообще вести договоры и о чем договариваться, так как «Нафтогаз» в нынешнем виде буквально через несколько месяцев может прекратить свое существование. Так в чем же суть европейского законодательства?

«Все очень просто – третий энергопакет предполагает, что транзит газа является обычной услугой по доставке газа, и транспортер не должен получать никаких привилегий. Газовый бизнес по европейским правилам предполагает использование краткосрочные спотовые отношения, поэтому транспортер должен проводить ежегодные аукционы на имеющиеся у него мощности. Третий энергопакет подстроен под потребителя и владелец инфраструктуры не имеет права получать бонусы в связи со своим положением, что для нас довольно выгодно.

По идее Украина будет выставлять свои мощности на аукцион и «Газпром» покупать столько, сколько ему нужно на год. Сейчас у нас реализован «Турецкий поток» и «Северный поток», поэтому даже для закрытий пиковой зимней нагрузки достаточно 6-8 млрд кубов по украинскому маршруту без учета сценариев роста спроса. «Газпрому» не нужен никакой 10-летний контракт на безумные 60 млрд кубов, что категорически не устраивает Украину», - комментирует Симонов.

Сценарий "газовой войны"

Именно поэтому Киев при помощи европейцев пытается навязать контракт российской компании на 10 лет. Там прекрасно понимают, что сейчас для Украины единственный шанс, так как уже в следующем году наверняка будут полностью проложены обходные трубы и отстроена вся необходимая инфраструктура. В итоге Россия требует применить европейское законодательство к украинскому транзиту, но в Киеве сопротивляются как могут, поэтому наш собеседник не исключает сценарий так называемой «газовой войны».

«Такое развитие событий выглядит вполне реальным. Например, Украина не соглашается с нашими вариантами, и с 1 января время действия контракта прекращается. Главный вопрос – что произойдет дальше? Гипотетически можно продолжать прокачку, хотя глава «Нафтогаз» Андрей Коболев уже заявил, что в отсутствии контракта весь российский газ на территории Украины будет считаться контрабандой, поэтому опять начнется отбор газа из трубы. В итоге «Газпром» транзит перекроет.

Тем не менее сценарий «газовой войны» отличается от ситуации 2009 года. У нас уже заработает «Турецкий поток», включая трубу до Болгарии. Европейские хранилища заполнены на 96% плюс заработает Eugal, что минимизирует проблему с газопроводом OPAL. Ну и самое главное – у нас построен «Северный поток-1», дающий 55 млрд кубов, поэтому даже в случае остановки транзита через Украину драмы не будет. Но ситуация не самая приятная и Россия, несмотря на козыри на руках, осознает риски, поэтому и предлагает договориться», - резюмирует Константин Симонов.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 02.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики