Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политизация Данией строительства "Северного потока-2" по указке США обречена на провал

Политизация Данией строительства "Северного потока-2" по указке США обречена на провал

Даже отказ Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока-2», который по факту не имеет под собой никаких оснований и будет продиктован исключительно политическими причинами и давлением США, не приведет к остановке проекта, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Разрешение Дании на строительство "Северного потока-2"

В Москве стартовала Российская энергетическая неделя. Во время выступления на одной из сессий министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия по-прежнему считает, что у Дании нет оснований не дать разрешение на строительство «Северного потока-2». В этой связи Россия надеется на реализацию проекта по заранее согласованному маршруту.

Но в «Газпроме» дали понять, что маршрут может быть изменен в случае отказа Дании на прокладку трубопровода. Как напомнил глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, Дания до сих пор рассматривает две заявки компании-оператора строительства газопровода Nord Stream 2. Затягивание вопросов согласования маршрута в «Газпроме» связывают с желанием США заместить российский газ в Европе на свой сжиженный природный газ (СПГ).

«Причина задержки действительно исключительно политическая. Мы помним, как еще два года назад США давили на датчан и пытались остановить проект чужими руками. Но сейчас они понимают, что прямые санкции против проекта вводить уже поздно, так как все участки кроме датского построены. Теоретически под санкциями США могли оказаться компании, оказывающие услуги, там даже был введен соответствующий закон, который позволяет президенту вводить подобные санкции.

Запрет на оказание услуг значит, что «Газпром» лишится судов-трубоукладчиков, так как иностранные компании предоставляют эти услуги. Тем не менее американцы не пошли на такой шаг, потому что он привел бы к существенному ухудшению американо-европейских отношений, с Германией бы прежде всего. Поэтому они пытаются остановить проект чужими руками – в основном через Польшу и Данию.

Польша заблокировала создание совместного предприятия для реализации «Северного потока-2», в связи с чем пять европейских компаний не получили акции оператора, а просто являются кредиторами. А датчане под давлением американцев приняли закон, согласно которому рассматривают заявки на прокладку газопровода не только с точки зрения вреда окружающей среде, но и с точки зрения национальной безопасности. Хотя применять этот закон сами они не хотят, так как такой подход подтвердит политизацию их позиции, и они тянут время», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Запасные маршруты газопровода

Напомним, что «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток трубопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Труба пройдет через территориальные воды или исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из этих стран оператору проекта компании Nord Stream 2 AG осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

Всего Nord Stream 2 AG подала три альтернативные заявки на строительство в исключительной экономической зоне Дании. Первую заявку подавали в 2017 году, трубу в ней предлагается проложить к югу от острова Борнхольм, вторая заявка была подана в августе 2018 года и она предполагает строительство к северо-западу от Борнхольма. Третья заявка была подана в апреле 2019 года – по ней газопровод должен пройти к юго-востоку от того же острова. По всем заявкам никакого ответа в Nord Stream так и не дождались.

«В то же время на аналогичную заявку норвежско-польского проекта Baltic Pipe Дания выдала разрешение довольно быстро. Такое отношение откровенно показывает, что они оказывают американцам услугу, США на них давят и мы не слышим со стороны Копенгагена никаких нормальных обоснованных объяснений, почему они уже два года тормозят проект. Сейчас они используют отговорку про повторные общественные слушания, но это смешно, потому что ровно по такому же маршруту проложен «Северный поток-1»

Этот маршрут уже много лет работает, окружающей среде с точки зрения экологии не вредит. Было бы абсурдно, такой же газопровод рядом запретить. Российская сторона рассчитывает на то, что все равно рано или поздно разрешение получит, а «Газпром» дает понять, что даже отказ Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока-2» не приведет к остановке проекта», – добавляет Игорь Юшков.

Запасные маршруты газопровода «Северный поток-2» предполагают его строительство вне экономических зон Дании — в нейтральных водах, но вблизи датской территории, отметил в ходе Российской энергетической недели Виктор Зубков. На завершение строительства потребуется еще 4-5 недель, но проект будет завершен в любом случае, гарантировал глава совета директоров «Газпрома». В этой связи можно утверждать, что любые попытки США руками Дании политизировать строительство «Северного потока-2» обречены на провал.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 02.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики