Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как не утонуть в газовом треугольнике

Как не утонуть в газовом треугольнике

Именно риски, стоящие перед Россией и Украиной в сфере газового транзита, и усаживают их за стол переговоров. Сентябрьский раунд не мог принести результата. Если стороны и договорятся, то это произойдет «на флажке». И пока расхождения в позициях весьма серьезны. Однако у каждой есть серьезные аргументы против начала новой «газовой войны». И это значит, что компромисс возможен, пишет Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности.

По мере приближения к сроку истечения транзитного газового контракта с Украиной, а также договора на поставку газа в эту страну (а это произойдёт в 10:00 1 января 2020 года) нервозность растёт. Стороны выкладывают на стол свои козыри, рассчитывая, что их хватит для того, чтобы оппонент изменил свою позицию. Ведь пока взгляды России и Украины (которую пока поддерживают европейские чиновники) сильно расходятся. Украина предлагает «Газпрому» 10-летний контракт с обязательством качать 60 млрд кубов ежегодно. Чтобы понять, почему «Газпром» не пойдёт на это, достаточно вспомнить три цифры. В прошлом году транзит через Украину составил около 86 млрд кубометров. Мощность же «Северного потока-2» – это 55 млрд кубометров, а «Турецкого потока» – 31,5 млрд кубометров. Понятно, что существуют сезонные пики и географические ограничения, но новую инфраструктуру строят не для того, чтобы она стояла пустой.

Парадокс ситуации в том, что на самом деле основное требование «Газпрома» состоит в необходимости выполнения Украиной европейских регуляторных правил. «Газпром» как раз очень хочет, чтобы Украина имплементировала Третий энергопакет и стала жить по европейским механизмам. Всё очень просто. Это позволит «Газпрому» не заключать многолетний договор, а ежегодно покупать на аукционе ту транспортную мощность, которая действительно необходима. У Брюсселя нет формальных аргументов против. Ведь он сам говорил, что долгосрочные контракты – пережиток прошлого. Европейцы сами написали правила, которые оказались «Газпром» в кейсе с Украиной более выгодными. Но это означает, что «Газпром» очень скоро сократит транзит через Украину до символических 7–8 млрд кубометров. Именно поэтому Украина любыми путями затягивает переход на европейское энергетическое законодательство – причём с молчаливого согласия самого Брюсселя. Очевидно, что к новому году Украина «жизнь по Третьему пакету» не начнёт.

Отметим, что в перспективе именно unbundling «Нафтогаза» и переход на европейские правила торговли мощностью вполне может стать выходом из ситуации. Конечно, это приведёт к потере транзитных денег Украиной, но, в конце концов, не Россия придумала такой способ организации транспортировки газа. Именно поэтому Украина и ЕС требуют долгосрочного договора именно сейчас, пока Украина на новые правила ещё не перешла, а обходные маршруты не заработали на полную мощь. «Газпром» же предлагает либо заключить годовой контракт, либо продлить на год действующий, но без возможных штрафных санкций по системе «качай или плати».

В этом особый драматизм момента. Получается, что Брюссель уже сам придумал, как отрегулировать отношения между Россией и Украиной. Но поскольку эта схема Украине не выгодна, применять её она не спешит. Но старый контракт завершится через три месяца. Что и делает новую «газовую войну» вполне вероятной.

Стороны пока рассчитывают, что их оппонент всё же дрогнет. Украина делает акцент на невозможности для «Газпрома» выполнить свои контрактные обязательства в грядущий зимний сезон без транзита через старые маршруты. Европейцы пытаются подкрепить позицию Украины тем, что они готовы вводить ограничения на обходные газопроводы. Очевидно, для чего за несколько дней до начала переговоров в Брюсселе решением суда ЕС были возвращены ограничения для работы газопровода OPAL. И почему Дания тянет с выдачей разрешения на строительство «Северного потока-2», хотя для этого нет никаких правовых оснований.

«Газпром» в ответ продолжает интенсивную закачку газа в европейские хранилища. Кроме того, до нового года совершенно точно заработает «Турецкий поток», а также его продление до Болгарии и Греции. Это значит, что данные страны уже от украинского транзита зависеть не будут. Кроме того, будет достроена первая нитка газопровода Eugal, который идёт параллельно OPAL и пока может быть использован для доставки до потребителей газа из «Северного потока-1».

Однако «Газпром» понимает, что в варианте «жизни без Украины» уже с начала 2020 года есть определённые риски. Любой срыв контрактов однозначно будет трактоваться как ненадёжность «Газпрома» как поставщика и будет чреват серьёзными репутационными потерями. А ведь сегодня конкуренция на европейском рынке обостряется.

Правда, для Украины риски на порядок выше. И дело даже не возможной потере транзитных денег. Вопрос стоит в том, как будет организовано снабжение газом самой Украины в зимний период без российского газа. На самом деле Украина не прекращала потреблять российский газ. И дело даже не в карусельном реверсе, организованном на границе со Словакией. Поступающий из России газ потребляется на востоке Украины, его доставка до границы в ЕС носит виртуальный характер. В реальности Украина не тащит газ из Словакии в Харьков и другие регионы на востоке. А вот если российского транзита не будет – это действительно придётся делать. В итоге нужно нести серьёзные дополнительные расходы на транспортировку газа на восток. Кроме того, не ясно, справится ли довольно древняя украинская ГТС с серьёзным изменением принципов работы. И накопленные 20 млрд кубометров газа в хранилищах, о чём гордо говорит «Нафтогаз», могут тут не помочь. Потому что все они находятся на западной границе Украины – ведь строились они под обеспечение транзита из России в Европу.

Кроме того, если ЕС будет ограничивать поставки газа по обходным маршрутам при помощи «мелких пакостей» вроде истории с OPAL, то тогда зимой газа не хватит прежде всего для самой Украины. Естественно, что вначале газ будет потребляться европейцами, а на Украину он будет поставляться по остаточному принципу.

И это станет серьёзным вызовом прежде всего для Зеленского. Он пришёл к власти не с лозунгами про «победу над Россией любой ценой», как предлагал Порошенко, а как раз с обещаниями улучшить жизнь людей. Зеленский осознал, что большинство населения Украины уже не хочет «затягивать пояса» ради геополитики. Но отказ от компромисса с «Газпромом» может привести к снижению не только температуры в квартирах и домах, но ещё и рейтинга Зеленского. Который не сможет объяснить своему избирателю, зачем он начал новую «газовую войну» с Россией.

Собственно, эти риски и усаживают стороны за стол переговоров. Понятно, что сентябрьский раунд не мог принести результата. Если стороны и договорятся, то это произойдёт «на флажке». И пока расхождения в позициях весьма серьёзны. Однако у каждой есть серьёзные аргументы против начала новой «газовой войны». И это значит, что компромисс возможен.

Однако не надо забывать и про четвёртую сторону, которая себя может проявить. Это США. Их не устраивают сегодняшние низкие цены на европейских газовых хабах. Ведь США очень хотят расширить свой газовый экспорт в Европу. А что лучше всего разгонит цены? Ответ очевиден – новое газовое столкновение между Россией и Украиной. Кроме того, новый конфликт может дискредитировать «Газпром» как доминирующего сегодня поставщика в ЕС. Поэтому выбор США в этой истории не сложно реконструировать. США будут подталкивать Украину к максимально жёсткому варианту действий. Так что не удивительно, что на Украине сегодня самой жёсткой позиции придерживается старое руководство «Нафтогаза». И тут во много выбор за Зеленским. Потому что в конечном счёте под ударом окажется именно он. Готов ли он выступить против позиции Вашингтона – большой вопрос. Но индикатор есть – это кадровые решения по «Нафтогазу». Если перемен в компании не будет – это сигнал к тому, что радикальный вариант газового спора, увы, станет основным.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Валдай, 04.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики