Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский транзит: «Газпрому» предлагают сдаться

Украинский транзит: «Газпрому» предлагают сдаться

Россия готова к транзиту газа через Украину по европейским правилам. Однако у Киева и Брюсселя есть дополнительные условия, нивелирующие Третий энергопакет ЕС. В этой ситуации Москва предлагает учесть и ее интересы, на что украинская сторона выдвигает дополнительные требования — чтобы Россия и сама реформировала свой нефтегазовый сектор по-европейски. Часть экспертов полагает, что Киев и не собирается договариваться. По крайней мере, на компромиссных условиях.

«Наконец, по поводу договоров по прокачке газа через Украину: он тоже должен быть экономически целесообразным для всех участников этого процесса. Там существуют развилки. Украина пытается имплементировать энергетическое законодательство Европы, и если она сможет это сделать до окончания года, […] то мы готовы будем работать в рамках европейского законодательства и подпишем договор на транзит с Украиной в соответствии с европейским законодательством», — цитирует «Интерфакс» слова Владимира Путина, сказанные на форуме «Российская энергетической неделя». Президент России добавил, что если Украина не успеет, то возможно продлить действующий контракт на год. 

Украинская сторона сразу заподозрила, что Москва надеется на нерасторопность Киева, чтобы получить долгожданный краткосрочный контракт, а потом, когда «Северный поток-2» и «Турецкий поток» выведут на полную мощность, вообще отказаться от украинского транзита. И на это есть веские основания. В чистом виде европейские правила полностью устраивают «Газпром». Будучи единственным поставщиком газа из России по трубопроводам, российский холдинг мог бы бронировать только необходимые ему объемы на определенный срок по экономически обоснованным тарифам. Киев и Брюссель, однако, откорректировали европейские правила под Украину. Они считают, что «Газпром» должен согласиться на 10-летний контракт и подавать ежегодно по украинскому маршруту не менее 60 млрд кубометров. При этом глава «Нафтогаза Украины» уже озвучил планируемый тариф, который выше, чем по действующему контракту. Если в этом году за объем до 90 млрд кубометров российский холдинг будет платить $ 2,65 за транспортировку тысячи кубометров каждые 100 километров, то со следующего тариф может составить $ 3,2. Из-за заявленной амортизации украинской ГТС «Газпрому» придется переплачивать при сохранении прошлогодних объемов в 86,7 млрд кубометров более $ 500 млн в год.

В этих условиях Москва логично требует учесть и ее интересы. Во-первых, заключить мировое соглашение по решению Стокгольмского арбитражного суда. Арбитры учли не выполненные обязательства «Газпрома» по транзиту, а обязательства «Нафтогаза Украины» по закупкам списали на экономическую ситуацию в стране. В результате «Газпром» должен украинской нацкомпании $ 2,6 млрд и оспаривает решение. Во-вторых, на сентябрьских трехсторонних переговорах в Брюсселе российская сторона предложила до транзитного контракта обсудить прямые поставки газа на Украину. Сейчас Киев перекупает российский газ у европейских трейдеров.

«Нафтогаз Украины» болезненно реагирует на требования российской стороны учитывать ее интересы. Как пишет исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, украинская сторона отказывается обсуждать решение Стокгольмского арбитража, а по поводу прямых закупок в России требует, чтобы Москва сама пошла по европейскому «пути». «Нафтогаз» обоснованно требует, чтобы «Газпром» разблокировал возможность получать газ на границе Украина-РФ из Туркмении, газ независимых производителей в России, а также газ для европейских контрагентов «Газпрома», — сообщил через Facebook Юрий Витренко.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев говорит, что «Нафтогаз Украины» в своих требованиях уже «залез» на российскую территорию, а ситуация в России отличается от украинской. «Россия, по крайней мере, на своей территории, не присоединяется к европейской Газовой директиве. „Газпром“ не выставляет на тендер свои газотранспортные мощности, и ни украинская, ни европейская, ни даже туркменская сторона не может ни обязать, ни купить по конкурсу право использовать газопроводы „Газпрома“ для транзита своего газа. У „Нафтогаза“ нет возможности требовать этого официально, разве только в социальных сетях», — отмечает эксперт-аналитик.

Алексей Калачев также акцентирует внимание на том, что по федеральному закону об экспорте газа исключительным правом на экспорт природного газа в газообразном состоянии является «Газпром» как собственник единой системы газоснабжения: «Прочие производители природного газа могут экспортировать только произведенный ими СПГ. И „Роснефть“, и „Новатэк“ не против получить право на экспорт по трубе, подвинув монополию „Газпрома“. Но до изменения Закона „Об экспорте газа“ такая опция у них отсутствует, и они не могут продавать газ на границе с Украиной». Алексей Калачев считает, что исполнительный директор «Нафтогаза» знает об этом и пытается отпасовать обвинения в неготовности работать по европейским правилам. «Дескать, вы сами не готовы! Но Россия — не член Евросоюза и даже не ассоциированный член ЕС, на ее территорию европейские правила не распространяются. А вот на территории Евросоюза, и даже, как следует из слов Владимира Путина, на территории Украины „Газпром“ готов работать по европейским правилам».

У Европы требований к России работать по европейским правилам нет, а вот к Украине есть, говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Европейские требования есть к Украине: имплементировать нормы „третьего пакета“ и предоставлять услуги по транзиту в соответствии с европейскими правилами», — эксперт говорит, что у Украины достаточно мало времени, чтобы завершить процесс.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич настроен более оптимистично. «Сейчас это бюрократическая процедура, которая не требует от властей и „Нафтогаза Украины“ каких-то титанических усилий», — Дмитрий Марунич отмечает другое: «Озвучивая старые-новые требования, Киев показывает, что никакие переговоры и не начинались».

«Теперь для всех очевидно, что базовый вариант менеджмента „Нафтогаза Украины“ — это прекращение транзита с 1 января. То есть они сфокусированы на этом, а вовсе не на конструктивном решении вопроса, о чем заявлял новый министр энергетики Украины в Брюсселе», — уверен замдиректора ФНЭБ. Алексей Гривач полагает, что «Нафтогаз Украины», вероятно, будет работать на срыв переговорного процесса и реализацию сценария острого транзитного кризиса: «Это не отвечает интересам участников трехсторонних консультаций, но идеально соответствует потребностям США по дискредитации российско-европейского энергетического сотрудничества, усилению конфронтации вокруг Украины и продвижению собственного газа на европейский рынок».

Украинский эксперт по энергетике Юрий Корольчук согласен с тем, что нынешнее руководство «Нафтогаза Украины» блокирует процесс заключения нового транзитного контракта с «Газпромом». «Такие действия Коболева (председатель правления компании) станут препятствием глобальному политическому плану президента Зеленского по решению конфликтных вопросов с Россией, что позволит рассчитывать на возвращение неконтролируемых территорий Донбасса (т. н. ДНР и ЛНР), — написал Юрий Корольчук в Facebook. — Поэтому политическая часть газовых переговоров сегодня действительно выходит на первый план. Это не значит, что договор о транзите газа будет иметь политический подтекст. Но газовый компромисс станет еще одним подтверждением для ЕС и участников „нормандского формата“, что со стороны президента Зеленского есть истинные намерения решить конфликт Украины и России».

Источник: EADaily, 04.10.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики