Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий энергопакет ограничит финансовую часть газовых амбиций Украины

Третий энергопакет ограничит финансовую часть газовых амбиций Украины

В заявлении Новака о том, что цена за транзит газа через Украину будет определяться на основании европейского законодательства, нет ничего сенсационного – считает научный сотрудник НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

Россия выступает за принципы Третьего энергопакета

Дело в том, что министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил приверженность России курсу на определение условий украинского транзита газа с помощью европейского законодательства, чем в очередной раз подтвердил тот факт, что Москва не против использования принципов Третьего энергопакета.

Украина при Петре Порошенко имплементировала этот нормативный пакет в свое национальное законодательство, в результате чего, в Киеве сейчас пытаются провести «анбандлинг», т.е. разделение, компании «Нафтогаз», которую активно обороняют энергичные авантюристы Андрей Коболев и Игорь Витренко.

«Это заявление в принципе не новое – как-то сам Новак высказывался в таком духе, а также здесь была обозначена позиция компании «Газпром». Она заключается в том, что с 2015 года Украина перешла на европейское правовое регулирование, не предусматривающее тех вещей, которые требует сама Украина в новых контрактах с компанией «Газпром», - констатирует Салихов.

В частности, как замечает эксперт, это постоянно озвучиваемый украинцами принцип минимального объема прокачки. Кроме того, здесь предполагаются равные тарифы для всех пользователей украинской ГТС, где не важны сторонние факторы.

«Есть установленный единый тариф и единые условия доступа к газопроводной инфраструктуре, поэтому не должно быть какого-то индивидуального подхода к пользователю. Позиция здесь заключается в том, что раз европейское регулирование действует на Украине, то оно должно быть применимо ко всем игрокам, включая и компанию «Газпром», - резюмирует Салихов.

По словам Марселя Робертовича, данная позиция всем понятна, но, к сожалению, она не привела к тому, чтобы стороны как-то сблизились и нашли между собой общий язык.

«Поэтому нужно сделать вывод, что ничего нового министр Новак не сообщил, а все это старые истории, которые обсуждаются уже довольно длительное время», - заключает Салихов.

Украинцам придется соблюсти европейское законодательство

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами стандартная дискуссия, которая давно идет между Москвой и Киевом.

«Мы ждем того, что Украина представит методологию расчета цен на транзит российского газа в соответствии с европейскими правилами. Одним из ключевых таких правил является тезис, что рентабельность по предоставлению услуг транзита формируется на основе нескольких процентов от стоимости газа, причем разговор здесь идет о 3-4 процентах», - констатирует Гривач.

Ранее обсуждались цифры, что стоимость транзита газа по «Северному потоку-2» будет равняться 2 долларам за 1000 км, а если брать Украину, то цена здесь будет находиться в диапазоне от 2 до 3 долларов за то же расстояние.

«Также проблемой является то обстоятельство, что украинцы не осуществляют вложений в развитие и модернизацию своей ГТС, но, в то же время, в стоимость газового транзита они хотят включить и амортизацию», - резюмирует Гривач.

Гривач замечает, что если сейчас посмотреть на данные «Нафтогаза», то там совершенно безумные цифры рентабельности транзита для Украины, и именно это и имел, в конечном счете, в своем заявлении министр Новак.

«Впрочем, опять же, главная проблема заключается в том, что пока украинская сторона не предоставила методологии по расчету стоимости транзита газа через ее территорию – украинцы выкрикивают какие-то цифры, но они должны быть обоснованы с точки зрения европейского законодательства», - заключает Гривач.

Все это подтверждает тот факт, что трехстороннее соглашение по газу при участии Евросоюза, а также примат европейского законодательства в газовых делах соответствует интересам Москвы и позволит ей получить приемлемые условия транзита.

«Соответственно, заявление Новака связано с тем, что украинцам нужно сегодня доделать свои расчеты, связанные с определением цены на транзит газа, и чтобы данная цифра была обоснована европейским законодательством», - констатирует Гривач.

Примечательно, что пока прогресса на переговорах по транзиту газа нет, несмотря на то, что новая трехсторонняя встреча назначена на 28 октября. Еще здесь есть несколько сторонних факторов – во-первых, в ноябре сменится состав Еврокомиссии, а, во-вторых, на Украине идет борьба внутренних игроков, и, главным образом, противостояние между командой Зеленского и руководством «Нафтогаза».

«Это накладывает свой отпечаток, и такие вопросы также здесь учитываются, причем проблема заключается в том, что Украина ничего не сделала для имплементации европейского законодательства и заключения транзитного договора по новой схеме», - резюмирует Гривач.

По мнению Алексея Игоревича, очень сложно вести переговоры, пока не определены правовые рамки транзитного соглашения.

«Мы ждем от Украины этих рамок, и на основании этого будем с Киевом разговаривать. Пока же украинцы действуют на основе доходного принципа – берут свой текущий доход и делят его на объемы потенциальной прокачки», - заключает Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики