Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Изгнание из рая: через 10 лет российская нефть не будет нужна никому

Изгнание из рая: через 10 лет российская нефть не будет нужна никому

Нефть, единственная надежная “рабочая лошадка” российской экономики, может стать невостребованной на мировом рынке уже через десять лет, прогнозируют в Министерстве энергетики РФ.

В докладе “Энергостратегия РФ на период до 2035 года” говорится, что “начавшийся в 2014 году геополитический кризис” (как в документе эвфемистично называют западные санкции против России) накладывается на внутренние проблемы.

К числу последних Минэнерго относит низкую конкурентоспособность и экспортно-ориентированную модель российской экономики, низкие темпы экономического роста, ухудшение ресурсной базы и технологическая отсталость российского ТЭК, и ряд других факторов, каждый из которых служит гвоздем в крышку гроба отечественной углеводорододобычи.

Помимо число нефтегазовых показателей, доклад Минэнерго также содержит прогнозы на численность населения России. По мнению авторов прогноза, оно сохранится на уровне 2015 года (авторы явно не читали вышедший днем ранее доклад Минэкономразвития, в котором к 2024 году в России ожидается начало прироста населения).

Минэнерго признаёт, что ждать отмены санкций при жизни нынешнего поколения российских политиков не приходится: Россия будет лишена надежд на приток иностранных инвестиций и доступа к передовым технологиям.

Прогнозы Минэнерго следует воспринимать не как некролог по российской экономике, а как призыв к правительству пересмотреть приоритеты ее развития, считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В докладе всё сказано правильно: собирать с ТЭК налоги в том количестве, в котором мы привыкли за последние 25 лет, вскоре станет невозможным – потому что даже в оптимистичном сценарии предполагается всего лишь сохранение нефтедобычи на текущем уровне. А значит, эти выпадающие доходы бюджета придется каким-то образом компенсировать из других источников,– сказал он СНЕГ.TV.

Представители ТЭК все последние годы буквально атакуют правительство челобитными, умоляя снизить налогообложение отрасли, и эту позицию полностью разделяют и Минфин, и Минэнерго.

Мы подошли к моменту, когда советские месторождения и нефти, и угля, исчерпаны, а разработка новых связана с увеличением затрат и снижением прибыльности добычи. Никто не станет качать нефть, если она не приносит прибыль. Поэтому, чтобы сохранить нефтегазовую отрасль в принципе, иного выхода, как снизить ее налогообложение, не существует,– говорит Симонов.

Однако снизить налоги с ТЭК означает, что их надо будет поднять для всех прочих секторов экономики – что, разумеется, там воспринимают без восторга и обвиняют энергетиков в отраслевом эгоизме. Пройти между этими Сциллой и Харибдой сложно, но можно, считает эксперт.

Для этого надо развивать новые отрасли, которые смогут генерировать прибыль и тем самым создавать налогооблагаемую базу. Потому что государство не обязано доплачивать ТЭК за поддержание его деятельности,– подчеркивает он.

С ним согласен партнер консалтингового агенства RusEnergy Михаил Крутихин.

Чтобы извлекать труднообываемую нефть, надо не только строить инфраструктуру для разбросанных на огромных территориях месторождениях, но и применять новые технологии ее добычи, вроде гидроразрыва пласта– объяснил он.

Объективные причины в данном случае вступают в негативную синергию с причинами субъективного характера, указывает Крутихин.

Для того, чтобы не просто переломить тенденцию к снижению нефтедобычи, а хотя бы поддерживать его на текущем уровне, нефтяникам нужны деньги. Но руководство страны не может давать им деньги безоглядно — потому что для этого придется отнимать их у кого-то другого. А общественное мнение очень негативно относится к любым попыткам помогать “бедствующим” нефтедобытчикам за счет других отраслей,— говорит эксперт.

Чтобы компенсировать выпадающие нефтяные доходы бюджета, придется “выдоить” до предела прочие сектора экономики. По расчетам Минфина, не-нефтегазовые доходы должны вырасти на 60%, сборы НДС – на 100%, общая налоговая нагрузка на несырьевой сектор – с 26,9% до 28% ВВП.

Автор: Игвар Аржан

Источник: Снег.TV, 08.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики