Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сжигая мосты: зачем Украина отказалась от транзита российского газа в Европу

Сжигая мосты: зачем Украина отказалась от транзита российского газа в Европу

В среду во время официального брифинга премьер Украины Алексей Гончарук объявил об отказе Киева от предложений России по транзиту газа. Соответствующий договор подписан не будет.

Киев отказался от варианта продления газового контракта с Россией на год. В среду премьер страны Алексей Гончарук заявил о желании украинской стороны заключить транзитное соглашение только на долгосрочной основе.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, почему Россия не пойдет навстречу очередным требованиям Украины по заключению долгосрочного транзитного соглашения.

"России не хочется подписывать долгосрочный контракт на тех условиях, которые предлагает Украина. И его подписания не будет, – заявил эксперт. – Эти условия предполагают, что РФ не просто подпишет долгосрочный контракт, но в этом договоре будет содержаться схема "качай или плати". То есть либо сторона реально прокачивает заявленные объемы, или она не прокачивает, но все равно платит, как будто прокачала".

Согласно данной схеме, Украина предполагает получать 90 млрд кубов газа ежегодно.

"Но даже в прошлом году Россия столько не прокачала топлива через Украину. И в 2019 году 90 млрд тоже не наберется. С 1 января заработает "Турецкий поток", еще 15 млрд кубов транзита уйдет с Украины. Поэтому перспективно транзит будет уменьшаться, и "Газпром" никаких обязательств по объему брать на себя не желает. Плюс объем прокачки российского газа в Европу зависит от спроса на европейском рынке. И на спрос "Газпром" влиять тоже не может", – добавил эксперт.

Юшков считает, что если Украина будет готова подписать долгосрочный договор без уточнения цифр транзита, то шанс у Киева на достижение успеха есть. При этом платить "Газпром" будет "столько, сколько прокачает".

"Но на такой контракт не согласна украинская сторона. Нежелание подписывать годичный договор или любой другой, без определенных объемов, – это путь к срыву транзита. Если мы не договоримся к 1 января, то поставки на Украину завершаются. Дальше "Газпром" будет пытаться использовать контрактные обязательства перед европейскими партнерами другими путями. Украина при этом много потеряет. Страна не получит денег еще за год и лишится в будущем этого источника доходов. И не будет транзита, не будет и реверса. В январе найти альтернативный газ Киеву будет сложно", – сказал Юшков.

Если Украина будет искусственно затягивать подписание договора, она станет невостребованной в вопросах транзита, пояснил он. Сейчас прокачка через эту страну обещана руководством РФ, Киев мог гарантировано получать деньги еще в течение года. Без контракта Украина попросту перестанет быть транзитным государством.

"Закончится отопительный сезон в Европе, и в апреле российский газ будет меньше нужен. Далее Европа сможет обходится другими газопроводами. Скоро достроятся "Северный поток–2" и вторая ветка "Турецкого потока". В сумме они дадут 86 млрд кубов – столько, сколько Россия прокачала через Украину в прошлом году", – заключил Юшков.

Источник: Baltnews.ee, 09.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики