Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Введение НДД для арктических проектов не гарантирует масштабный рост добычи

И. Юшков: Введение НДД для арктических проектов не гарантирует масштабный рост добычи

Минфин РФ выступил за поддержку новых проектов добычи нефти и газа в Арктике через применение налога на дополнительный доход (НДД). По итогам совещания вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова было предложено ввести НДД для новых проектов в регионе, а для старых могут быть предоставлены бюджетные субсидии.

О том, поможет ли развитию проектов в Арктике ввод НДД Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Для разработки большинства проектов в Арктике действительно нужны налоговые льготы. Мы видим, что, по сути, все работающие там проекты имеют послабления, а новые проекты и вовсе без одобрения льгот не запускаются. Так, например, проект "Ямал СПГ" получил нулевой НДПИ на газ и газовый конденсат, освобождение от экспортной пошлины, обнуление импортной пошлины на оборудование для строительства СПГ завода, льготные ставки на налоги на прибыль и имущества и т.д. Месторождения нефти севернее 65 широты имеют льготу на НДПИ.

Фактически все признают, что данные меры оправданы, так как себестоимость добычи в Арктике высокая. Но каких-то стандартных льгот не так много. Каждая компания пытается получить послабления именно под их проект. Поэтому предложение внедрения НДД весьма логично. Государству не придется переписывать налоговое законодательство под каждый отдельный проект. Главное утверждение принципа: если сам не зарабатываешь, тогда и государству ничего не платишь. Но чем выше прибыль, тем выше отчисления государству. По идее, НДД должен обладать определенной автоматической самонастройкой. Это позволит устранить проблемы с избирательностью предоставления льгот арктическим проектам, которые рождают сейчас аппаратные и корпоративные конфликты.

Важно понимать, что даже введение НДД для арктических проектов не гарантирует масштабный рост добычи там. В основном сейчас компании рассматривают разработку сухопутных месторождений Арктики. Себестоимость производства там слишком высока. Даже во время бурения первой скважины в Карском море вместе с ExxonMobil предполагалось, что за 7-10 лет, пока будет разрабатываться месторождение, цены на нефть поднимутся выше $120-130 за баррель, а совершенствование технологий позволит уменьшить себестоимость добычи. Для этого компании создавали совместный научный центр. Но цены вместо роста продемонстрировали существенное падение. Поэтому и без санкций против российских арктических проектов компании не согласились бы продолжать работать на шельфе северных морей. И если сейчас перевести подобные проекты на НДД, то ничего не изменится. Поэтому льготы и реформы в области налогов актуальны для ограниченного перечня проектов, к которым не относятся полноценные месторождения на шельфе.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 14.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики