Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал главный риск транзитных переговоров с Киевом

Эксперт назвал главный риск транзитных переговоров с Киевом

В современных условиях продление российско-украинского газового контракта 2009 года является нормальным решением – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Анбандлинг» компании «Нафтогаз» будет долговременным процессом

Глава компании «Газпром» Алексей Миллер на встрече с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым заявил, что в случае если украинцы не создадут независимого оператора национальной ГТС, продление старого транзитного договора будет являться единственным вариантом дальнейшего развития ситуации.

Напомним, что украинцы, подписав Третий энергопакет, обязались провести «анбандлинг» компании «Нафтогаз», т.е. выделение из ее состава отдельного оператора национальной газотранспортной системы. На самом деле, такое юридическое лицо уже создано, но газотранспортные мощности в его распоряжение пока не предоставлены.

Это говорит о том, что в данном процессе возникли проблемы, поэтому к январю 2020 году мы подходим без надлежащего контрагента и «Газпрому» придется осуществлять транзит, либо по старому соглашению, либо вообще без договора, выкупая транзитные мощности украинской ГТС на бирже. Здесь «Газпром» является единственным возможным клиентом, поэтому трудностей возникнуть не должно.

Впрочем, можно вспомнить заявления заместителя председателя Еврокомиссии, еврокомиссара по энергетическим делам Мароша Шефчовича, в котором тот заявил, что продление старого договора между Россией и Украиной по транзиту газа юридически невозможно.

В результате, ситуация продолжает оставаться сложной и неопределенной, не говоря уже про остальной ворох проблем, из которых на сегодня состоят российско-украинские газовые отношения, поэтому пока непонятно, как дело здесь будет продолжать развиваться дальше.

«Еврокомиссия говорит, что невозможно продлить контракт. Это естественная переговорная позиция, которую нужно воспринимать в качестве формы давления на украинские власти, ведь последние явно не спешат разрешать данную проблему», - констатирует Гривач.

Как замечает эксперт, мы видим, что полного контроля над ситуацией в Киеве у команды президента Владимира Зеленского нет, и в любой момент там может произойти эскалация вплоть до блокирования работы государственных органов. И в таких условиях нельзя говорить о стопроцентных гарантиях, особенно, когда нужно выпрыгнуть из штанов, чтобы провести работу, которая не была сделана за последние пять лет.

«Киеву, естественно, очень сложно решить вопрос, который не был реализован предыдущими украинскими властями, не говоря уже о том, что здесь надо провести сложные и, в то же время, конструктивные переговоры с Россией по условиям транзита», - резюмирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, урегулировать коммерческие вопросы России и Украине будет непросто, поскольку кроме согласования базового контракта здесь надо будет решить значительное число проблем, каждая из которых требует отдельных переговоров.

Мяч сейчас находится на стороне Киева

«Российская сторона давно предложила, что в случае отсутствия законодательных рамок на Украине для имплементации норм Третьего энергопакета и подписания транзитного соглашения по европейским правилам, чтобы не ставить под угрозу транзит в Евросоюз, необходимо продлить старое транзитное соглашение», - заключает Гривач.

Это будет временным решением до тех пор, пока на Украине не создадут нужную нормативную базу для того, чтобы эта страна могла выполнить все условия, которые прописаны в нормах Третьего энергопакета и, главным образом, выведение ГТС в отдельную структуру.

«Здесь возможно продление, как действующего транзитного договора, так и заключение на его основе нового соглашения, которое продублирует те условия по транзиту, которые там существуют на сегодняшний день», - констатирует Гривач.

Интересно, что решение Стокгольмского арбитража, в котором шведские арбитры придумали «Газпрому» штраф в 4,6 млрд долларов, сжегший долг Украины за газ в 2,04 млрд долларов и образовавший долг «Газпрома» в 2,56 млрд долларов, также изменило и транзитный договор.

Теперь там фактически нет принципа «бери или плати», который было ограничен 5 млрд кубов, но Украина не выполняет и этот лимит, не говоря уже об объемах транзита. Все это показывает, что путем старого договора будет пролонгирована только стоимость транзита за газ.

«Российская сторона исходит из того, что газ будет идти и оплачиваться так, как сейчас, хотя у «Газпрома» имеются претензии по тем условиям, которые были обозначены в решении Стокгольмского арбитража, но это не мешает газовому транзиту», - заключает Гривач.

Гривач отмечает, что такой порядок будет происходить до того момента, пока на Украине не будут созданы нормальные условия для подписания нового соглашения по транзиту российского газа, но уже по европейскому законодательству, нормы которого там имплементированы.

«Украина пока еще не приняла всех нужных решений, а только проинформировала о своем намерении это сделать. Пока новых рамок на Украине нет, и это, конечно, большой риск, поскольку мяч находится на Украине, и украинцы этот вопрос могут мусолить еще долго», - резюмирует Гривач.

И вот эти риски со стороны Украины и являются главной проблемой в данном вопросе.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.10.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики