Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "За что требовать денег?" Эксперт о миллиардных исках Киева к "Газпрому"

"За что требовать денег?" Эксперт о миллиардных исках Киева к "Газпрому"

Киев намерен взыскать с "Газпрома" компенсацию в международном арбитраже за возможное прекращение транзита газа. В эфире радио Sputnik политолог Константин Симонов прокомментировал позицию украинской стороны и оценил ее шансы на успех в суде.

"Нафтогаз" намерен потребовать от "Газпрома" свыше 11 миллиардов долларов компенсации за возможное прекращение транзита российского газа, написал в Facebook исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко.
 
По его словам, российская сторона должна получить соответствующее уведомление 1 ноября.
 
Таким образом топ-менеджер отреагировал на слова председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера о том, что до заключения нового контракта на транзит компаниям нужно урегулировать все судебные споры. По словам Миллера, это должен быть "нулевой вариант" – полное прекращение и отзыв всех исков.

Иск "Нафтогаза" является способом психологического давления в преддверии 2020 года, когда завершится нынешний контракт на транзит топлива, и с точки зрения объективности и права у украинской стороны нет никаких шансов на успех. Такое мнение в эфире радио Sputnik высказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

""Нафтогаз" рассчитывает на политизацию этого процесса и политически мотивированное решение. Скажем, решения Стокгольмского арбитража по взаимным искам никак не соответствуют европейскому праву. Тогда нарушен ряд принципиальных подходов к судебному разбирательству. Например, (был нарушен – ред.) принцип равного отношения к заявителям… потому что "Нафтогазу" простили то, что он не выполнил контрактные обязательства по закупкам газа, мотивируя это тем, что Украина – нищая, бедная страна, а "Газпрому" обязательство на недопрокачку газа не простили и наложили штрафные санкции. Хотя непонятно, почему: контракт был один, одна сторона обещала купить газ, другая брала обязательство по его транспортировке", – сказал Константин Симонов.

Что касается объявленных Витренко новых претензий к "Газпрому" на 11 миллиардов, Константин Симонов подчеркнул, что эти заявления не укладываются даже в логику бизнеса.

"Представьте себе абсурдность: контракт на транзит заканчивается 1 января 2020 года, но Украина пытается выбить деньги, потому что ее услугами больше не хотят пользоваться. С точки зрения бизнеса это какая-то чушь. Я понимаю, когда они пошли в Стокгольм и начали требовать денег по подписанному контракту. Но здесь этого нет. За что требовать денег? Что нарушает "Газпром"? "Газпром" просто не хочет пользоваться этим маршрутом, у него появились альтернативы… Суть бизнеса заключается в том, что ты должен убедить клиента воспользоваться твоей услугой. Если клиент не хочет этого, и у него нет с тобой контракта, на основании чего (ты можешь требовать деньги – ред.)? Значит, было плохое предложение (украинской стороны – ред.)", – отметил эксперт.

Он также обратил внимание на другой аспект, который ставит под сомнение обоснованность новых претензий "Нафтогаза".

"Украинская труба – она вообще-то советская, и это еще один абсурд – требовать у "Газпрома" денег за еще советскую трубу. Она окупилась уже десятки раз с восьмидесятых годов, в том числе, и для Украины", – напомнил Константин Симонов.

Кроме того, эксперт поделился мнением о дальнейшем развитии ситуации с судебными разбирательствами в Стокгольмском арбитраже.

"Я все-таки рассчитываю, что европейские суды до откровенного беспредела не опустятся, потому что европейцы просто уничтожат доверие к своей судебной системе, если будут принимать (политизированные решения многократно – ред.)", – заключил политолог.

В декабре 2017 и феврале 2018 года Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" о контрактах на поставку и транзит топлива. По иску о контрактах на поставки суд обязал украинскую сторону выплатить российскому холдингу более двух миллиардов долларов. Но в рамках иска о контрактах на транзит арбитраж решил присудить "Нафтогазу" 4,67 миллиарда долларов.
 
С учетом произведенного судьями зачета встречных требований получилось, что "Газпром" должен выплатить украинской компании 2,56 миллиарда. Слушания по жалобе компании на это решение стартовали в начале октября в апелляционном суде округа Свеа в Швеции.
 
Кроме того, в июле прошлого года "Нафтогаз" в рамках нового арбитража потребовал от российского концерна пересмотреть тарифы на транзит в 2018-2019 годах. Свои требования компания оценила в 11,58 миллиарда долларов, но, по словам главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, готова пересмотреть их при заключении нового долгосрочного контракта.

Действующие договоренности на поставку и транзит российского газа через территорию Украины истекают в конце текущего года. Россия, Украина и Еврокомиссия обсуждают возможность заключения нового соглашения на трехсторонних встречах, очередная из которых намечена на 28 октября.

Источник: Радио Sputnik, 18.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики