Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Одним из методов выявления проблемы недолива на АЗС станет использование тайных покупателей, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива, объясняет руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов. Серьезным нарушением может стать недолив от 1% и более, меньшие объемы выявить сложно.

Выявление недолива на АЗС

Оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС будут включены в новую редакцию Кодекса об административных нарушениях (КоАП), который должен вступить в силу с 2021 года. Законопроект должны были внести еще в текущую осеннюю сессию, однако из-за разработки нового КОАП дело немного затормозилось.

Сейчас законопроект возвращен в Минпромторг для проведения анализа на предмет его соответствия концепции нового КоАП, сообщили «Известиям» в правительстве. Пока в документе предлагается штрафовать за недолив в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение обернется увеличением штрафа до 3% или до суммы размером не менее 2 млн рублей.

«Надо понимать, что недолив условно 200-300 грамм от общего объема заправки безусловно стоит расценивать как серьезное и намеренное нарушение, за него следует наказывать, но существует и базовая погрешность, на которую обязательно надо делать поправку.

5-10 грамм недолива - это мелкая неточность, которая не должна наказываться, так как на нее может влиять погрешность измерений или температура. Выявлением недолива, скорее всего, займутся тайные покупатели, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Еще одним вариантом выявление проблемы руководитель Росстандарта Алексей Абрамов называет неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предложат работникам АЗС запустить конкретные топливораздаточные колонки (ТРК). По его мнению, проблема недолива является результатом манипуляций с программным обеспечением ТРК. Программа может быть настроена так, что на любом пистолете устанавливается конкретный процент недолива, считает Абрамов, сравнивая такую систему с процентом выигрыша в игровых автоматах.

Варианты решения проблемы недолива

«Сама по себе подобная идея штрафов в современных условиях не очень актуальна, потому что в первую очередь необходимо искоренять системные проблемы, которые имеются в отрасли. Одной из таких проблем является непредсказуемая маржинальность, когда от твоего умения вести бизнес мало что зависит. Все зависит от того, как регулятор решит в текущем году распределить маржинальность по всей топливной цепочке – от переработки до АЗС.

В том случае, если у тебя низкий уровень маржинальности и не прогнозируется рост, то есть нет планового понимания доходов, который бы окупал инвестиции, тогда возникают естественные стимулы злоупотреблять своим положением как продавца. Здесь для начала необходимо решить системные проблемы, то есть сделать так, чтобы топливная инфраструктура развивалась по принципу инвестиционной привлекательности, после чего уже наказывать нарушителя», - считает Григорий Баженов.

Внеплановые проверки на АЗС только один элемент борьбы с недоливом, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Всего же он выделяет три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль.

Эксперты также связывают проблему с величиной населенного пункта. Если в крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей, поэтому нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо.

В любом случае оборотный штраф может стать серьезным сдерживающим фактором от махинаций с топливом для владельцев АЗС. Величина возможного штрафа в несколько сотен тысяч или миллионов рублей делает потенциальную выгоду от недолива экономическую невыгодной. Такой метод ранее уже доказал свою эффективность в борьбе с некачественным топливом, после его введения количество заправок, предлагающих такое топливо, кратно уменьшилось.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики