Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Одним из методов выявления проблемы недолива на АЗС станет использование тайных покупателей, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива, объясняет руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов. Серьезным нарушением может стать недолив от 1% и более, меньшие объемы выявить сложно.

Выявление недолива на АЗС

Оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС будут включены в новую редакцию Кодекса об административных нарушениях (КоАП), который должен вступить в силу с 2021 года. Законопроект должны были внести еще в текущую осеннюю сессию, однако из-за разработки нового КОАП дело немного затормозилось.

Сейчас законопроект возвращен в Минпромторг для проведения анализа на предмет его соответствия концепции нового КоАП, сообщили «Известиям» в правительстве. Пока в документе предлагается штрафовать за недолив в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение обернется увеличением штрафа до 3% или до суммы размером не менее 2 млн рублей.

«Надо понимать, что недолив условно 200-300 грамм от общего объема заправки безусловно стоит расценивать как серьезное и намеренное нарушение, за него следует наказывать, но существует и базовая погрешность, на которую обязательно надо делать поправку.

5-10 грамм недолива - это мелкая неточность, которая не должна наказываться, так как на нее может влиять погрешность измерений или температура. Выявлением недолива, скорее всего, займутся тайные покупатели, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Еще одним вариантом выявление проблемы руководитель Росстандарта Алексей Абрамов называет неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предложат работникам АЗС запустить конкретные топливораздаточные колонки (ТРК). По его мнению, проблема недолива является результатом манипуляций с программным обеспечением ТРК. Программа может быть настроена так, что на любом пистолете устанавливается конкретный процент недолива, считает Абрамов, сравнивая такую систему с процентом выигрыша в игровых автоматах.

Варианты решения проблемы недолива

«Сама по себе подобная идея штрафов в современных условиях не очень актуальна, потому что в первую очередь необходимо искоренять системные проблемы, которые имеются в отрасли. Одной из таких проблем является непредсказуемая маржинальность, когда от твоего умения вести бизнес мало что зависит. Все зависит от того, как регулятор решит в текущем году распределить маржинальность по всей топливной цепочке – от переработки до АЗС.

В том случае, если у тебя низкий уровень маржинальности и не прогнозируется рост, то есть нет планового понимания доходов, который бы окупал инвестиции, тогда возникают естественные стимулы злоупотреблять своим положением как продавца. Здесь для начала необходимо решить системные проблемы, то есть сделать так, чтобы топливная инфраструктура развивалась по принципу инвестиционной привлекательности, после чего уже наказывать нарушителя», - считает Григорий Баженов.

Внеплановые проверки на АЗС только один элемент борьбы с недоливом, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Всего же он выделяет три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль.

Эксперты также связывают проблему с величиной населенного пункта. Если в крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей, поэтому нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо.

В любом случае оборотный штраф может стать серьезным сдерживающим фактором от махинаций с топливом для владельцев АЗС. Величина возможного штрафа в несколько сотен тысяч или миллионов рублей делает потенциальную выгоду от недолива экономическую невыгодной. Такой метод ранее уже доказал свою эффективность в борьбе с некачественным топливом, после его введения количество заправок, предлагающих такое топливо, кратно уменьшилось.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики