Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Одним из методов выявления проблемы недолива на АЗС станет использование тайных покупателей, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива, объясняет руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов. Серьезным нарушением может стать недолив от 1% и более, меньшие объемы выявить сложно.

Выявление недолива на АЗС

Оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС будут включены в новую редакцию Кодекса об административных нарушениях (КоАП), который должен вступить в силу с 2021 года. Законопроект должны были внести еще в текущую осеннюю сессию, однако из-за разработки нового КОАП дело немного затормозилось.

Сейчас законопроект возвращен в Минпромторг для проведения анализа на предмет его соответствия концепции нового КоАП, сообщили «Известиям» в правительстве. Пока в документе предлагается штрафовать за недолив в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение обернется увеличением штрафа до 3% или до суммы размером не менее 2 млн рублей.

«Надо понимать, что недолив условно 200-300 грамм от общего объема заправки безусловно стоит расценивать как серьезное и намеренное нарушение, за него следует наказывать, но существует и базовая погрешность, на которую обязательно надо делать поправку.

5-10 грамм недолива - это мелкая неточность, которая не должна наказываться, так как на нее может влиять погрешность измерений или температура. Выявлением недолива, скорее всего, займутся тайные покупатели, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Еще одним вариантом выявление проблемы руководитель Росстандарта Алексей Абрамов называет неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предложат работникам АЗС запустить конкретные топливораздаточные колонки (ТРК). По его мнению, проблема недолива является результатом манипуляций с программным обеспечением ТРК. Программа может быть настроена так, что на любом пистолете устанавливается конкретный процент недолива, считает Абрамов, сравнивая такую систему с процентом выигрыша в игровых автоматах.

Варианты решения проблемы недолива

«Сама по себе подобная идея штрафов в современных условиях не очень актуальна, потому что в первую очередь необходимо искоренять системные проблемы, которые имеются в отрасли. Одной из таких проблем является непредсказуемая маржинальность, когда от твоего умения вести бизнес мало что зависит. Все зависит от того, как регулятор решит в текущем году распределить маржинальность по всей топливной цепочке – от переработки до АЗС.

В том случае, если у тебя низкий уровень маржинальности и не прогнозируется рост, то есть нет планового понимания доходов, который бы окупал инвестиции, тогда возникают естественные стимулы злоупотреблять своим положением как продавца. Здесь для начала необходимо решить системные проблемы, то есть сделать так, чтобы топливная инфраструктура развивалась по принципу инвестиционной привлекательности, после чего уже наказывать нарушителя», - считает Григорий Баженов.

Внеплановые проверки на АЗС только один элемент борьбы с недоливом, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Всего же он выделяет три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль.

Эксперты также связывают проблему с величиной населенного пункта. Если в крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей, поэтому нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо.

В любом случае оборотный штраф может стать серьезным сдерживающим фактором от махинаций с топливом для владельцев АЗС. Величина возможного штрафа в несколько сотен тысяч или миллионов рублей делает потенциальную выгоду от недолива экономическую невыгодной. Такой метод ранее уже доказал свою эффективность в борьбе с некачественным топливом, после его введения количество заправок, предлагающих такое топливо, кратно уменьшилось.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики