Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Проблему недолива на АЗС вскроют тайные покупатели топлива

Одним из методов выявления проблемы недолива на АЗС станет использование тайных покупателей, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива, объясняет руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов. Серьезным нарушением может стать недолив от 1% и более, меньшие объемы выявить сложно.

Выявление недолива на АЗС

Оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС будут включены в новую редакцию Кодекса об административных нарушениях (КоАП), который должен вступить в силу с 2021 года. Законопроект должны были внести еще в текущую осеннюю сессию, однако из-за разработки нового КОАП дело немного затормозилось.

Сейчас законопроект возвращен в Минпромторг для проведения анализа на предмет его соответствия концепции нового КоАП, сообщили «Известиям» в правительстве. Пока в документе предлагается штрафовать за недолив в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение обернется увеличением штрафа до 3% или до суммы размером не менее 2 млн рублей.

«Надо понимать, что недолив условно 200-300 грамм от общего объема заправки безусловно стоит расценивать как серьезное и намеренное нарушение, за него следует наказывать, но существует и базовая погрешность, на которую обязательно надо делать поправку.

5-10 грамм недолива - это мелкая неточность, которая не должна наказываться, так как на нее может влиять погрешность измерений или температура. Выявлением недолива, скорее всего, займутся тайные покупатели, которые при помощи специального мерника будут сверять объемы отпущенного топлива», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Еще одним вариантом выявление проблемы руководитель Росстандарта Алексей Абрамов называет неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предложат работникам АЗС запустить конкретные топливораздаточные колонки (ТРК). По его мнению, проблема недолива является результатом манипуляций с программным обеспечением ТРК. Программа может быть настроена так, что на любом пистолете устанавливается конкретный процент недолива, считает Абрамов, сравнивая такую систему с процентом выигрыша в игровых автоматах.

Варианты решения проблемы недолива

«Сама по себе подобная идея штрафов в современных условиях не очень актуальна, потому что в первую очередь необходимо искоренять системные проблемы, которые имеются в отрасли. Одной из таких проблем является непредсказуемая маржинальность, когда от твоего умения вести бизнес мало что зависит. Все зависит от того, как регулятор решит в текущем году распределить маржинальность по всей топливной цепочке – от переработки до АЗС.

В том случае, если у тебя низкий уровень маржинальности и не прогнозируется рост, то есть нет планового понимания доходов, который бы окупал инвестиции, тогда возникают естественные стимулы злоупотреблять своим положением как продавца. Здесь для начала необходимо решить системные проблемы, то есть сделать так, чтобы топливная инфраструктура развивалась по принципу инвестиционной привлекательности, после чего уже наказывать нарушителя», - считает Григорий Баженов.

Внеплановые проверки на АЗС только один элемент борьбы с недоливом, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Всего же он выделяет три варианта фундаментального решения проблемы: увеличение цен на бензин, постоянное субсидирование переработки и розничной продажи топлива или отказ от увеличения налогового давления на отрасль.

Эксперты также связывают проблему с величиной населенного пункта. Если в крупных городах России с поставками горючего проблем нет, и оно соответствует заявленным стандартам, то в сельской местности и отдаленных регионах заправки гораздо смелее стремятся получить дополнительные доходы с покупателей, поэтому нечестно отпускают объемы, разбавляют топливо.

В любом случае оборотный штраф может стать серьезным сдерживающим фактором от махинаций с топливом для владельцев АЗС. Величина возможного штрафа в несколько сотен тысяч или миллионов рублей делает потенциальную выгоду от недолива экономическую невыгодной. Такой метод ранее уже доказал свою эффективность в борьбе с некачественным топливом, после его введения количество заправок, предлагающих такое топливо, кратно уменьшилось.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики