Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России очень выгодны поставки нефти из Казахстана в Беларусь – эксперт

России очень выгодны поставки нефти из Казахстана в Беларусь – эксперт

24-25 октября президент Беларуси Александр Лукашенко совершает визит в Нур-Султан, одной из наиболее заметных тем которого могут стать переговоры о поставках казахстанской нефти в Беларусь. В настоящее время стороны продолжают консультации, в том числе, по вопросам ценообразования и контроля запрета реэкспорта. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии «Евразия.Эксперт» проанализировал особенности переговоров Беларуси и Казахстана по нефти, и объяснил, почему России выгодно развитие поставок по данному маршруту.

Накануне официального визита в Казахстан президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью местному телеканалу «Хабар», в ходе которого была затронута тема поставок казахстанской нефти в республику. «Я думаю, если Россия заинтересована в развитии нашего экономического союза, она не станет препятствовать этому. Потому что если мы начнем блокировать общие проекты в ЕврАзЭС, ну что ж, тогда, как я часто говорю, другие страны, как Беларусь, Казахстан будут искать счастье на стороне», – подчеркнул Лукашенко.

Однако переговоры по заключению соответствующего соглашения затянулись, и могут продлиться вплоть до конца 2019 г. По словам замминистра энергетики Казахстана Асета Магауова, текст соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов в Беларусь в целом согласован, однако остаются нерешенными пара вопросов.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– Как ни странно, но ситуация [с закупкой казахстанской нефти] складывается довольно простая: абсолютно никаких препятствий для доставки в Беларусь казахстанской нефти нет, что называется, бери и покупай. Минск ведь уже совершал подобные закупки и тогда не вставало никакого вопроса о транзите.

Несмотря на заявления о том, что Россия якобы препятствует поставкам – в реальности ей это очень выгодно.

Во-первых, потому что российская «Транснефть» будет получать оплату за транзит и перечислять дивиденды в государственный бюджет. Во-вторых, если казахстанская нефть хотя бы частично заменит российскую на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси, высвободившиеся объемы нефти Россия, вероятнее всего, направит на реализацию в порт Усть-Луга. Это также принесет дополнительный доход бюджету в виде экспортных пошлин.

Если бы российская сторона действительно была против, то Беларусь тогда [в 2016-2017 гг.] не смогла бы закупать казахстанскую нефть. Минск, если захочет, может хоть сегодня взять и начать закупку.

На сегодня это могут быть десятки, сотни тысяч тонн в год исключительно для проверки маршрута и демонстрации России. Нет смысла подписывать долгосрочный контракт на закупку нефти у Казахстана на годы или год, потому что сейчас цель совершенно другая: не поставить себе как можно больше казахской нефти, а укрепить переговорные позиции в диалоге с Россией. Пока можно говорить о заключении краткосрочных контрактов – на месяцы и кварталы.

Все заявления Беларуси по покупке нефти из других стран в основном направлены на то, чтобы улучшить переговорные позиции с Россией – все это делается в рамках белорусско-российских переговоров по поводу налогового маневра.

Минск продолжает попытки получить компенсацию за него. Я думаю, что основной смысл переговоров с Казахстаном сейчас в этом и есть, но если никакого продвижения по позициям о компенсации не будет, то Беларусь перейдет к реальным расчетам.

Единственная проблема сегодня – конечная цена на нефть. В сумму закупки сразу будет включена стоимость транзита, из чего вытекает вопрос: выгоднее закупать все-таки российскую или казахскую нефть?

Несмотря на то, что Казахстан тоже входит в ЕАЭС и между странами-членами нет экспортных пошлин, Нур-Султан все равно будет продавать нефтепродукты по рыночной цене. Согласно данным Белстата, цена на каждый баррель, тонну, у казахов в сравнении с россиянами выше примерно на $5. И Казахстан не собирается снижать цену, у него исключительно прагматичный подход. У казахов логика простая: хотите, чтобы мы вам поставили нефть – дайте нам такую же цену, которую мы бы получили у других покупателей.

Беларуси надо быть готовой к тому, что Казахстан, несмотря на членство в ЕАЭС, ни бесплатно, ни с какими-то большими скидками поставлять нефть не будет. Как и любой другой поставщик, кроме России, он будет продавать нефтепродукты по рыночным ценам.

Недавнее заявление Лукашенко о создании совместных предприятий [с Казахстаном] довольно интересное. На практике Казахстану могут предложить поставлять на белорусский НПЗ какие-то объемы по так называемой «сдавательской» схеме: Нур-Султан сдает нефть, платит Минску за услугу ее переработки, а затем обратно получает нефтепродукт. У поставщика сохраняется право собственности на нефтепродукт, однако нефть будет не продаваться белорусским компаниям – они будут оказывать услугу. Такой вариант возможен, но не на очень большие объемы: это могут быть тысячи тонн, но не миллион.

Насколько долгосрочным может быть контракт на поставку нефтепродуктов из Казахстана в Беларусь, будут определять экономические соображения: сроки по поставкам, объемы. Я думаю, что сейчас на фоне белорусско-российских отношений объемы поставок могут быть незначительными: основной целью Минск ставит демонстрацию того, что он в принципе может найти альтернативного поставщика.

Источник: Евразия.Эксперт, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики