Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России очень выгодны поставки нефти из Казахстана в Беларусь – эксперт

России очень выгодны поставки нефти из Казахстана в Беларусь – эксперт

24-25 октября президент Беларуси Александр Лукашенко совершает визит в Нур-Султан, одной из наиболее заметных тем которого могут стать переговоры о поставках казахстанской нефти в Беларусь. В настоящее время стороны продолжают консультации, в том числе, по вопросам ценообразования и контроля запрета реэкспорта. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии «Евразия.Эксперт» проанализировал особенности переговоров Беларуси и Казахстана по нефти, и объяснил, почему России выгодно развитие поставок по данному маршруту.

Накануне официального визита в Казахстан президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью местному телеканалу «Хабар», в ходе которого была затронута тема поставок казахстанской нефти в республику. «Я думаю, если Россия заинтересована в развитии нашего экономического союза, она не станет препятствовать этому. Потому что если мы начнем блокировать общие проекты в ЕврАзЭС, ну что ж, тогда, как я часто говорю, другие страны, как Беларусь, Казахстан будут искать счастье на стороне», – подчеркнул Лукашенко.

Однако переговоры по заключению соответствующего соглашения затянулись, и могут продлиться вплоть до конца 2019 г. По словам замминистра энергетики Казахстана Асета Магауова, текст соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов в Беларусь в целом согласован, однако остаются нерешенными пара вопросов.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– Как ни странно, но ситуация [с закупкой казахстанской нефти] складывается довольно простая: абсолютно никаких препятствий для доставки в Беларусь казахстанской нефти нет, что называется, бери и покупай. Минск ведь уже совершал подобные закупки и тогда не вставало никакого вопроса о транзите.

Несмотря на заявления о том, что Россия якобы препятствует поставкам – в реальности ей это очень выгодно.

Во-первых, потому что российская «Транснефть» будет получать оплату за транзит и перечислять дивиденды в государственный бюджет. Во-вторых, если казахстанская нефть хотя бы частично заменит российскую на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси, высвободившиеся объемы нефти Россия, вероятнее всего, направит на реализацию в порт Усть-Луга. Это также принесет дополнительный доход бюджету в виде экспортных пошлин.

Если бы российская сторона действительно была против, то Беларусь тогда [в 2016-2017 гг.] не смогла бы закупать казахстанскую нефть. Минск, если захочет, может хоть сегодня взять и начать закупку.

На сегодня это могут быть десятки, сотни тысяч тонн в год исключительно для проверки маршрута и демонстрации России. Нет смысла подписывать долгосрочный контракт на закупку нефти у Казахстана на годы или год, потому что сейчас цель совершенно другая: не поставить себе как можно больше казахской нефти, а укрепить переговорные позиции в диалоге с Россией. Пока можно говорить о заключении краткосрочных контрактов – на месяцы и кварталы.

Все заявления Беларуси по покупке нефти из других стран в основном направлены на то, чтобы улучшить переговорные позиции с Россией – все это делается в рамках белорусско-российских переговоров по поводу налогового маневра.

Минск продолжает попытки получить компенсацию за него. Я думаю, что основной смысл переговоров с Казахстаном сейчас в этом и есть, но если никакого продвижения по позициям о компенсации не будет, то Беларусь перейдет к реальным расчетам.

Единственная проблема сегодня – конечная цена на нефть. В сумму закупки сразу будет включена стоимость транзита, из чего вытекает вопрос: выгоднее закупать все-таки российскую или казахскую нефть?

Несмотря на то, что Казахстан тоже входит в ЕАЭС и между странами-членами нет экспортных пошлин, Нур-Султан все равно будет продавать нефтепродукты по рыночной цене. Согласно данным Белстата, цена на каждый баррель, тонну, у казахов в сравнении с россиянами выше примерно на $5. И Казахстан не собирается снижать цену, у него исключительно прагматичный подход. У казахов логика простая: хотите, чтобы мы вам поставили нефть – дайте нам такую же цену, которую мы бы получили у других покупателей.

Беларуси надо быть готовой к тому, что Казахстан, несмотря на членство в ЕАЭС, ни бесплатно, ни с какими-то большими скидками поставлять нефть не будет. Как и любой другой поставщик, кроме России, он будет продавать нефтепродукты по рыночным ценам.

Недавнее заявление Лукашенко о создании совместных предприятий [с Казахстаном] довольно интересное. На практике Казахстану могут предложить поставлять на белорусский НПЗ какие-то объемы по так называемой «сдавательской» схеме: Нур-Султан сдает нефть, платит Минску за услугу ее переработки, а затем обратно получает нефтепродукт. У поставщика сохраняется право собственности на нефтепродукт, однако нефть будет не продаваться белорусским компаниям – они будут оказывать услугу. Такой вариант возможен, но не на очень большие объемы: это могут быть тысячи тонн, но не миллион.

Насколько долгосрочным может быть контракт на поставку нефтепродуктов из Казахстана в Беларусь, будут определять экономические соображения: сроки по поставкам, объемы. Я думаю, что сейчас на фоне белорусско-российских отношений объемы поставок могут быть незначительными: основной целью Минск ставит демонстрацию того, что он в принципе может найти альтернативного поставщика.

Источник: Евразия.Эксперт, 24.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики