Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Новый этап борьбы за «южный газовый коридор» в Европу

Новый этап борьбы за «южный газовый коридор» в Европу

Один из главных «энергополитических сериалов» прошлого года — соревнование «пророссийских» и «антироссийских» проектов поставок газа на юг Европы — продолжает активно развиваться. При этом зачастую азарт соперничества перевешивает собственно экономическую (а иногда и политическую) логику борьбы.

Так, на предстоящем саммите в Батуми уже планируется предложить европейским сторонникам «снижения газовой зависимости от России» профинансировать строительство заводов СПГ в Грузии, на которые якобы может быть переведена часть голубого топлива из маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Идея выглядит более чем сомнительной, поскольку не решает проблему поиска новых источников газа для Европы — в БТД и так уже идет потенциально зарезервированный для Nabucco газ из Азербайджана. Не говоря уже о финансовых затратах и времени, которые потребуются для строительства заводов по сжижению газа.

Очевидно, что в данном случае мы имеем дело просто с пиаром. Поскольку саммит в Батуми по самой своей сути не может подменить стратегические решения европейских политиков и крупных компаний, то сторонникам «обхода России» остается только «надувать щеки», имитируя активность и по фронту Nabucco, и по фронту откровенно эфемерного Whitestream, и даже по полуфантастическим заводам по сжижению газа в Грузии.

При этом с российской стороны наблюдаются не менее азартные попытки взять весь «Южный коридор» под свой контроль. Это выражается и в готовности чуть ли не до бесконечных величин увеличивать стоимость строительства газопровода South Stream, и в готовности скупать азербайджанский газ чуть ли не по любым ценам, лишь бы он не попал в Nabucco. Не исключено, что и в ходе предстоящего визита премьера Турции Реджепа Эрдогана в Россию ему удастся выторговать существенные уступки у политических и газовых руководителей в Москве — все для того, чтобы South Stream все-таки получил разрешение на прокладку своих труб в турецкой исключительной экономической зоне в Черном море. Вопрос в том, окажутся ли в итоге все предпринятые в азарте борьбы за «южный коридор» затраты со стороны России оправданными.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики