Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания и Сербия подпортят расчеты Украины на "неизбежность" прокачки газа Россией

Дания и Сербия подпортят расчеты Украины на "неизбежность" прокачки газа Россией

Заявление Киева о неизбежности прокачки газа РФ через Украину слишком бравурны – в самом крайнем случае Россия может обойтись без этого маршрута. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Зампредседателя Нацбанка Украины Дмитрий Сологуб заявил, что России "придется" в 2020 году прокачивать газ через украинскую газотранспортную систему (ГТС). На это его навели расчеты контрактных обязательств "Газпрома" перед европейскими странами. По словам чиновника, Украина в прогнозах учитывает запуск обходных трубопроводов. Сологуб рассчитал: чтобы выполнить свои обязательства, российской корпорации необходимо прокачать через Украину как минимум 50 млрд кубометров газа.

"Не нужно быть гением, чтобы сопоставить простые цифры, - отмечает специалист. – В 2018 году Россия поставила Европе порядка 86,5 млрд кубометров газа. Но сейчас вводится в эксплуатацию первая нитка "Турецкого потока", мощностью около 16 млрд кубометров. "Северный поток-2" еще не запущен, что означает, что как минимум 55 млрд кубометров России придется прокачать в 2020 году через Украину для выполнения обязательств перед Европой. Плюс не достроена вторая нитка "Турецкого потока".

Но здесь Киев может слегка промахнуться в своих расчетах, ведь кое-что не учтено. "Северный поток-2" начнет работу максимум в июле следующего года – вероятнее всего, это случится раньше. А европейская нитка "Турецкого потока" не запущена только потому, что сейчас строится ее продолжение по странам Европы – она будет запущена в течение первого полугодия 2020-го. Так что расчеты украинских финансистов могут содержать роковые ошибки".

Без помощи Украины

Замглавы украинского Нацбанка допустил вероятность "временного" прекращения транзита газа из России, отметив, что "Нафтогаз Украины" и "Укртрансгаз" активно готовятся к подобному варианту развития событий. Киев прекратил закупку газа у России в ноябре 2015 года, начав поставки более дорогого топлива из Европы. Москва неоднократно отмечала, что готова сохранить транзит через Украину, если Киев согласится на равные и взаимовыгодные условия. Договоренности блокирует украинская сторона.

Так, 22 октября Россия, Украина и Евросоюз провели технические консультации в рамках подготовки нового этапа переговоров по транзиту газа после 1 января 2020 года. Следующие переговоры по транзиту газа состоятся 28 октября. Срок действия контракта на транзит российского газа через территорию Украины завершается в конце этого года. В октябре глава компании "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что продление контракта является бессмысленным – страна должна работать по европейским нормам.

"Все расчеты Киева упираются в то, что не готова перемычка газопровода "Сербия-Болгария", которая продолжит "Турецкий поток" в Европе – это строительство сейчас ведется очень активно. Страны-участницы допускали, что значительная часть может быть завершена уже к Новому году. Дания также никуда не денется и даст разрешение на достройку "Северного потока-2", так что в 2020-м газ пойдет и по нему.

А значит, надежды Киева на прокачку 50 млрд кубов в 2020-м могут оказаться слишком оптимистичными. Но в целом Россия все же нуждается в Украине как в стране-транзитере в 2020 году – Москва, собственно, этого и не скрывает. И предлагает договариваться, предлагая различные варианты.

Теоретически РФ может с 1 января обойтись и без перекачки газа по Украине – это крайний случай, который тоже заранее учитывался. Поэтому "Газпром" закачал большое количество газа в европейские подземные хранилища, а также готовит поставки сжиженного природного газа (СПГ) морем. Не случайно плавучая регазификационная установка России "Маршал Василевский" перемещена из Петербурга в Нидерланды – она призвана принимать российский СПГ и переправлять европейским партнерам", – подчеркивает эксперт.

Планы на контракт

Ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что в случае если Киеву не удастся в срок имплементировать положения Третьего энергетического пакета, единственным вариантом продолжения транзита станет продление действующего контракта. "Нафтогаз" летом заявлял, что приготовил предложение для российской стороны на случай, если компании не сумеют договориться о транзите по территории Украины. И готов предложить заключить контракт не на транспортировку, а на "своп" газа.

Это означает, что "Газпром" будет передавать определенный объем газа на границе Украина–Россия, а Киев станет передавать точно такой же объем на границе Украина–ЕС. Для Москвы, имеющей прямые обязательства перед Европой, подобные условия неприемлемы. Она предлагает украинской стороне отказаться от судебных претензий и заключить краткосрочный контракт на конкурентных условиях. Киев, привыкшей к необоснованным премиям за газовый транзит, такой вариант отвергает.

"Вариант обойтись без украинского транзита с января Россией просчитан, но он довольно рискованный. Впрочем, если Украина лишится транзита из России в ЕС, то останется без реверсного газа, который покупает у европейских соседей – в разгар отопительного сезона это малоприятная перспектива. То есть на самом деле все заинтересованы в сохранении украинского маршрута – по крайней мере, в 2020-м.

Исключение одно – американцы, они давят на Киев, чтобы сорвать транзит, чтобы "расчистить" место для своего газа, а заодно и поднять его цену на европейском рынке, чтобы продавать его было выгодно. Россия же предлагает подписать взаимовыгодный договор – именно Киев чуть не ежедневно делает провокационные заявления и выдвигает нелепые требования, которые просто невыполнимы", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 25.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики