Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему "альтернативная" схема поставок газа через Eugal не заменит "Северный поток–2"

Почему "альтернативная" схема поставок газа через Eugal не заменит "Северный поток–2"

Может ли сухопутная газовая магистраль Eugal компенсировать ограничения для газопровода OPAL, а также задержку ввода "Северного потока–2" из-за препятствий Дании? Эксперт по энергетике рассказал Baltnews, почему этот вариант не отвечает интересам "Газпрома".

Несмотря на задержку Данией строительства "Северного потока–2", его сухопутное продолжение в Германии – Eugal – может быть использовано для транспортировки российского газа, считают эксперты. Поставки топлива по данной ветке также должны компенсировать и примененные к газопроводу Opal ограничения (не более 50% загрузки со стороны "Газпрома"). В таком случае один из балтийских трубопроводов сможет работать на полную мощность.

В беседе с Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной безопасности Игорь Юшков рассказал, почему подобная схема не будет отвечать интересам "Газпрома":

"Слишком много вопросов к европейскому регулированию. "Газпром" заявлял, что он добьется загрузки Opal на полную мощность, что эти запреты – история временная, и компания будет бороться за полноценное разрешение. Потому что даже в ВТО признали, что "Газпром" прав, а Еврокомиссия – нет, и она не имеет права ограничивать мощность Opal на 50%. Там не может быть даже потенциальной конкуренции, и это вредит инвесторам", – заявил эксперт.

Есть и другая объективная причина вторичности решения с Eugal. Газопровод попросту не готов к эксплуатации:

"Если мы говорим про сегодняшнюю ситуацию, то Eugal никак не сможет помочь "Газпрому" загрузить "Северный поток" на полную мощность просто потому, что он не готов. Даже если мы успеем к декабрю провести необходимые работы, все равно "Северный поток–2" не был бы загружен на полную мощность, ведь дальше по течению не достроен Eugal, да и 1 января он не заработает", – сказал Юшков.

По мнению эксперта, о возможном применении подобного плана можно говорить лишь ближе к 2020 году.

"Предполагается, что к июню-июлю 2020 года Egual закончат. На самом деле он и нужен в новом отопительном сезоне. Строительство – не слишком долгий процесс, главное – это бюрократические процедуры".

Эксперты полагают, что если строительство "Северного потока–2" будет и дальше задержано, а Eugal сдадут в срок, то временная переброска объемов из Opal теоретически вероятна. Юшков подтвердил подобную возможность, однако добавил, что исключительная выгода "Газпрома" – добиться разрешения на использование всех разрешенных ему по праву поставок газа.

"Нужно и Opal, и Eugal загружать на полную мощность. И если уж европейцы вводят подобное регулирование, то они должны быть откровенны до конца – вводить не политические санкции, а антимонопольные меры. Если они предоставят доказательства нарушения конкуренции – вопросов нет.

Другой вопрос – в точке, где выходят и "Северный поток", и "Северный поток–2", нет никого, ни СПГ терминала, ни другого газопровода. Попросту нет иного газа. Поэтому, я считаю, "Газпром" будет добиваться и разблокировки OPAL, и исключения из норм третьего энергопакета обоих потоков. Прав, которых предоставляют другим, нероссийским компаниям, "Газпром" будет требовать и для себя", – заключил эксперт.

OPAL и Eugal

11 сентября Суд ЕС отменил ранее выданное "Газпрому" разрешение транспортировать газ и использовать мощности OPAL – сухопутного продолжения "Северного потока". Причиной отмены стало представление Комиссии, что данные операции якобы нарушают принцип энергетической солидарности.

Таким образом, Комиссия возвращает в силу свое решение 2009 года, согласно которому "Газпром" мог получить исключительно 50% OPAL при продаже чешскому рынку трех млрд кубов газа в год дополнительно на особых условиях. Поставки по первому балтийскому газопроводу могут сократиться на 18 млрд кубометров в год.

По оценкам экспертов, выпадающие мощности может взять на себя Eugal – сухопутное продолжение "Северного потока–2". Ранее в GASCADE Gastransport GmbH сообщали, что труба будет возведена уже к концу 2019 года, а мощность ее первой нитки достигнет 30,9 млрд кубометров.

"Eugal – полностью регулируемый газопровод. У него есть несколько точек подключения к газотранспортной системе – также он соединен с NEL (еще одно продолжение "Северного потока" в Германии), который входит в Европейскую газотранспортную систему", – прокомментировал информацию EADaily пресс-секретарь GASCADE Gastransport GmbH Риимт Бернерт.

Источник: Baltnews.ee, 24.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики