Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры о транзите газа через Украину обречены на провал

Переговоры о транзите газа через Украину обречены на провал

Есть ли у России «план Б»

В Брюсселе прошел очередной раунд трехсторонних консультаций по транзиту российского газа через Украину европейским потребителям. Главная интрига встречи состояла в том, договорятся ли стороны о продлении текущего долгосрочного контракта на транзит, который истекает 1 января 2020 года.

Предыдущие раунды газовых «трехсторонок» проходили 19 сентября и 21 января этого года, а также 17 июля 2018 го. Участие в них неизменно принимали министры энергетики РФ и Украины, руководители «Газпрома» и «Нафтогаза» и представители Еврокомиссии в качестве посредников. Ни одна из встреч не стала прорывной, и переговорный процесс фактически зашел в тупик. Российскую позицию обозначил президент Владимир Путин, заявивший 2 октября, что Москва готова на год продлить контракт на прокачку газа с Киевом, если будет подписан новый договор в соответствии с европейскими правилами. В свою очередь глава «Газпрома» Алексей Миллер 18 октября заметил, что продление контракта на транзит будет единственным выходом из ситуации, если Украина не создаст независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).

Брюссель и Киев с этим категорически не согласны и настаивают на заключении нового соглашения на срок от 10 лет. Действующий контракт не соответствует нормам ЕС, значит, его продление невозможно с юридической точки зрения, поясняет Марош Шефчович. Кроме того, по мнению еврочиновника, объемы прокачки газа должны быть более привлекательными, в том числе для инвесторов, заинтересованных в модернизации украинской ГТС. Между тем в 2018 году по украинским трубам было прокачано более 86 млрд куб. м российского газа — заметно меньше, чем в 2017 м (почти 94 млрд куб. м), поскольку магистральный газопровод между Россией и Германией «Северный поток» продемонстрировал исторический максимум загрузки (56,8 млрд куб. м).

«Никаких шансов на подписание нового договора нет, — считает заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — В октябре Верховная рада только в первом чтении приняла поправки к законам, позволяющим приблизить законодательство ЕС к украинскому. И сейчас у «Газпрома» и Правительства РФ сложилось впечатление, что Киев не успеет до 1 января внедрить у себя европейские нормы, хотя тамошние чиновники утверждают обратное. Пока на Украине не будет сформирована европейская регулятивная среда, все разговоры о новом контракте теряют смысл».

Гривач не исключает, что участники встречи в Брюсселе обсудили «план Б», который позволит сохранить транзит газа в Европу при любых обстоятельствах и после 31 декабря 2019 го. По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, «мяч» сейчас на стороне Киева, а Москва готова договариваться и открыта любым предложениям.

Безусловно, «Газпром» заинтересован в сохранении украинского транзита, заметил партнер RusЕnergy Михаил Крутихин. По его словам, нынешние мощности российской газовой корпорации, включая магистральные трубопроводы, неспособны оперативно реагировать на скачки и провалы в потреблении топлива, которые могут длиться в течение суток, недели, месяца или даже сезона. С этим в состоянии справиться только ГТС Украины, располагающая большими запасами газа в подземных хранилищах. Она может гибко реагировать на любые изменения, и это гарантия того, что «Газпром» выполнит свои обязательства перед европейскими партнерами.

Между тем сертификация независимой организации под названием «Оператор ГТС Украины» оказалась под угрозой из-за долгов распределительных компаний, превышающих 40 млрд гривен (почти $1,6 млрд), заявил директор компании-оператора ГТС Сергей Макогон. По его словам, эта сумма — прямое следствие «неэффективной тарифной политики» и «несовершенной модели рынка», того, что до сих пор рынок газа для населения Украины не стал сбалансированным и прозрачным. Без решения этой проблемы будущее нового оператора ГТС крайне туманно, поскольку источников для возмещения долгов нет, признается Макогон. Добавим, что ровно в той же степени неизвестна и дальнейшая судьба газового транзита через Украину.

Итоговая пресс-конференция вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича запланирована на поздний вечер, уже после подписания в печать номера «МК».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 28.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики