Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия-Турция. Партнерство на подъеме

Россия-Турция. Партнерство на подъеме

Россия подключается к строительству нефтепровода «Самсун — Джейхан». По выражению Дмитрия Медведева, цели Россия и Турция ставят перед собой «амбициозные».

Россия подключается к строительству нефтепровода «Самсун — Джейхан». Вопросы участия Москвы и ее доля в проекте обсуждались сегодня, на встречах турецкого премьер-министра Турции Реджепа Тайпа Эрдогана с российскими руководителями. По выражению президента России Дмитрия Медведева, цели Россия и Турция ставят перед собой «амбициозные».

Российско-турецкие отношения на подъеме, это сотрудничество стратегических партнеров, отметил Дмитрий Медведев. Москва и Анкара — соседи, и от того, насколько близки их позиции, зависит микроклимат во всем регионе. Важное место в сотрудничестве двух стран занимает энергетика, стороны уже работают над крупными совместными проектами, подчеркнул глава российского государства.

Тайип Эрдоган согласился с российским лидером, подчеркнув, что Москва и Анкара еще не использовали всех возможностей, и им предстоят очень важные шаги по сооружению энергетической инфраструктуры. Речь идет об участии России в проекте «Самсун-Джейхан». Строительство этого нефтепровода началось в 2007 году, сдача в эксплуатацию намечена на 2011-й. Проект позволит транспортировать нефть на рынки Европы. Трубопровод поможет разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, где ситуация с растущими объемами перевозки нефти на танкерах, по мнению местных наблюдателей, катастрофична. Сейчас проект, рассчитанный на транспортировку 70 миллионов тонн нефти в год, реализуют турецкая Calik Energy и итальянская Eni. Однако в конце октября 2009-го года было решено, что российские компании «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот» примут участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода, а также транспортировке, переработке и совместном сбыте нефтепродуктов. Соглашение было подписано в Милане.

Отношения в энергетической сфере между Россией и Турцией в последнее время бурно развиваются, отметил в интервью «Голосу России» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Еще буквально два года назад Россия и Турция находились в стадии постоянных конфликтов. Например, Анкара постоянно мешала проходу через Босфор и Дарданеллы наших танкеров с нефтью. На предложение России построить трубопровод по берегу отвечала отказом, мотивируя это экологическими соображениями. Турецкое правительство, эксперты постоянно говорили о том, что нужно развивать поставки в Европу с территории Центральной Азии, что Россия — ненадежный партнер. И вот в 2009 году ситуация изменилась принципиально. На сегодняшний день мы видим, что Турция рассматривается российским руководством в качестве одного из приоритетных партнеров. И даже газовый проект „Южный поток“ пройдет через территорию Турции. Возникла тема не только газового сотрудничества, но и сотрудничества нефтяного. Собственно, нефтепровод Самсун — Джейхан нужен турецкой стороне. И в большей степени он интересует Турцию с точки зрения расширения транзита в Европу через турецкую территорию. Ведь там, собственно, не только российская нефть планируется к поставкам. В принципе, расширение поставок через Черное море — не самая большая наша транзитная проблема. Но мы делаем шаг навстречу Турции. Тем более что участие наше в проекте Самсун — Джейхан фактически ставит под вопрос реализацию другого крупного проекта, о котором Россия много заявляла. Я имею в виду нефтепровод Бургас — Александруполис. Теперь возникает вопрос, нужно ли участвовать в двух этих проектах сразу. Поэтому в проекте Самсун — Джейхан как раз больше политическая составляющая. Турция рассматривается Россией как стратегический партнер в вопросах транзита. И в этой связи мы делаем шаги навстречу Анкаре. В принципе, она заинтересована в создании как можно большего количества транзитных путей через свою территорию. Неважно, из России они идут или из других государств. Это позволит Турции фактически стать Южной Украиной-то есть, замкнуть на себе огромный транзитный поток».

Энергетическое сотрудничество Москвы и Анкары стало центральным вопросом и на встрече турецкого премьера с российским коллегой Владимиром Путиным. И одним только строительством нефтепровода дело не ограничивается. Как стало известно, российская компания «Стройтрансгаз» ведет переговоры об участии в приватизации стамбульской газораспределительной компании. Кроме того, компания «Газпром», которая поставляет газ в Турцию, готова обеспечить дополнительные объемы «голубого топлива». А российский концерн «Силовые машины» рассматривает возможность участия в строительстве четырех крупных теплоэлектростанций. И уже подписано соглашение о строительстве российскими компаниями атомной электростанции в Турции.

Автор: Игорь Силецкий

Источник: Голос России, 13.01.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики