Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские правила сделают транзит газа через Украину аукционным

Европейские правила сделают транзит газа через Украину аукционным

Новые европейские нормы предполагают иной подход Украины к транзиту газа. Компания-оператор обосновывает свои затраты на прокачку и говорит, например, что готова продавать лоты в течение года от 10 млрд кубов, после чего устраивается аукцион, куда приходят все желающие компании и торгуются за лоты, объясняет эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Итоги трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по газу

По итогам трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по газу министр энергетики Александр Новак заявил, что Минэнерго РФ видит готовность Киева возобновить поставки российского газа напрямую с 2020 года. В свою очередь Украина выразила готовность рассматривать вопрос о прямых поставках газа из России в случае его выгодной, рыночной цены.

Объемы поставок и конкретные цифры будут обсуждаться позднее, добавил Новак, так эти вопросы требуют дополнительного обсуждения. Сторонам придется интенсивно поработать и над методиками тарифообразования. На консультациях стороны договорились активизировать работу на уровне компаний.

«В действующем контракте содержится старая формула – цена на газ для Украины определялась с привязкой к цене нефти и нефтепродуктов в портах Италии. Стокгольмский арбитраж внес небольшую корректировку, обязав учитывать котировки на спотовом рынке, но в целом там идет нефтяная привязка с лагом в полгода. Зная сегодняшние цены на нефть, вы могли спокойно просчитать, сколько у вас будет стоить газ через полгода. Многие долгосрочные европейские контракты в принципе имеют такую же формулу с чуть большим учетом цен на спотовом рынке.

Здесь Новак имел в виду даже не контракт на поставку газа, а скорее формы контрактов на объемы прокачки. Самое большое отличие Украины от европейских стран в вертикально интегрированной компании «Нафтогаз», который занимается и добычей, и переработкой, и сбытом. Европейцы же по требованию третьего энергопакета, антимонопольного законодательства, разделили свои компании», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Новые европейские нормы

Как поясняет Юшков, европейцы выделили в отдельного оператора владельца газопроводов и теперь договор на транзит надо подписывать именно с ним. России хотелось бы, чтобы Украина пришла к такой модели, когда из структуры «Нафтогаза» выделяется ГТС и они вроде как даже двигают в этом направлении, но все идет очень медленно.

Напомним, что Киев подписался под европейским энергопакетом, поэтому взял на себя обязательства провести разделение вертикально интегрированной кампании «Нафтогаз» по функциям на отдельные компании. При этом выделение газотранспортной системы из «Нафтогаза», так называемый анбандлинг, должен был произойти давным-давно, еще в начале 2019 года, но так и не произошел.

«Новые европейские нормы предполагают, что компания-оператор обосновывает свои затраты на прокачку и говорит, например, что готова продавать лоты в течение года от 10 млрд кубов, после чего устраивается аукцион, куда приходят все желающие компании и торгуются за лоты. После окончания аукциона она получают права на прокачку определенного объема на определенный период времени. Для «Газпрома» переход Украины на эту систему стал бы идеальным вариантом.

Лоты по определению не могут быть огромными, поэтому текущие заявления «Нафтогаза» о том, что давайте 90 млрд кубов вы будете 15 лет прокачивать, абсолютно невозможны. Кроме того, «Газпром» будет единственным участником и сможет выбрать любое нужно себе количество лотов. Если ему в 2020 году надо прокачать 40-50 млрд кубов, он набирает их на нужный объем, надо будет в 2021 году прокачивать 5-10 млрд, он возьмет себе два лота или один. Такая система для Газпрома представляет большую свободу», - отмечает Юшков.

«Пакетное» решение вопроса о транзите газа

Россия также выступает за «пакетное» решение вопроса о транзите газа через Украину, добавил Новак по итогам трехсторонней встречи. Такой «пакетный» контракт включает в себя вопросы транзита и поставок газа, а также урегулирование судебных споров. Удивительно, но в этом вопросе Новак поддержал его украинский коллега Алексей Оржель, порекомендовавший Нафтогазу перейти к «пакетным» договоренностям с «Газпромом» по газу на двустороннем уровне.

Но осложняет ситуацию здесь позиция украинской компании, не готовой идти навстречу. Ранее в ответ на предложение главы «Газпрома» Алексея Миллера к «Нафтогазу» урегулировать все судебные споры до заключения нового контракта на транзит, в украинской компании озвучили намерение потребовать от российского холдинга дополнительно более 11 миллиардов долларов. «Нафтогаз» здесь еще раз подтверждает, что играет на срыв транзита, считает наш собеседник.

«Пакетное решение предполагает, что вопрос поставок и транзита у вас обсуждается с «Нафтогазом», хотя даже сейчас украинцы до конца не понимают, выделят ли ГТС и не придется ли договариваться с совершенно другой компанией, которая к «Нафтогазу» иметь отношение не будет. Пока транзит надо оставлять за скобками.

Можно заключить пакетное соглашение, которое будет включать вопрос поставок на Украину и решение судебных дел по Стокгольмскому арбитражу, но если туда и транзит запихнуть, то ситуация осложнится. К тому же надо учитывать, что «Нафтогаз» работает на срыв транзита, и готов ликвидировать все эти договоренности. Присутствие руководства «Нафтогаза» на встрече заметно усложняет переговоры, так как они являются деструктивным элементом», - уверяет эксперт.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики