Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские правила сделают транзит газа через Украину аукционным

Европейские правила сделают транзит газа через Украину аукционным

Новые европейские нормы предполагают иной подход Украины к транзиту газа. Компания-оператор обосновывает свои затраты на прокачку и говорит, например, что готова продавать лоты в течение года от 10 млрд кубов, после чего устраивается аукцион, куда приходят все желающие компании и торгуются за лоты, объясняет эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Итоги трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по газу

По итогам трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по газу министр энергетики Александр Новак заявил, что Минэнерго РФ видит готовность Киева возобновить поставки российского газа напрямую с 2020 года. В свою очередь Украина выразила готовность рассматривать вопрос о прямых поставках газа из России в случае его выгодной, рыночной цены.

Объемы поставок и конкретные цифры будут обсуждаться позднее, добавил Новак, так эти вопросы требуют дополнительного обсуждения. Сторонам придется интенсивно поработать и над методиками тарифообразования. На консультациях стороны договорились активизировать работу на уровне компаний.

«В действующем контракте содержится старая формула – цена на газ для Украины определялась с привязкой к цене нефти и нефтепродуктов в портах Италии. Стокгольмский арбитраж внес небольшую корректировку, обязав учитывать котировки на спотовом рынке, но в целом там идет нефтяная привязка с лагом в полгода. Зная сегодняшние цены на нефть, вы могли спокойно просчитать, сколько у вас будет стоить газ через полгода. Многие долгосрочные европейские контракты в принципе имеют такую же формулу с чуть большим учетом цен на спотовом рынке.

Здесь Новак имел в виду даже не контракт на поставку газа, а скорее формы контрактов на объемы прокачки. Самое большое отличие Украины от европейских стран в вертикально интегрированной компании «Нафтогаз», который занимается и добычей, и переработкой, и сбытом. Европейцы же по требованию третьего энергопакета, антимонопольного законодательства, разделили свои компании», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Новые европейские нормы

Как поясняет Юшков, европейцы выделили в отдельного оператора владельца газопроводов и теперь договор на транзит надо подписывать именно с ним. России хотелось бы, чтобы Украина пришла к такой модели, когда из структуры «Нафтогаза» выделяется ГТС и они вроде как даже двигают в этом направлении, но все идет очень медленно.

Напомним, что Киев подписался под европейским энергопакетом, поэтому взял на себя обязательства провести разделение вертикально интегрированной кампании «Нафтогаз» по функциям на отдельные компании. При этом выделение газотранспортной системы из «Нафтогаза», так называемый анбандлинг, должен был произойти давным-давно, еще в начале 2019 года, но так и не произошел.

«Новые европейские нормы предполагают, что компания-оператор обосновывает свои затраты на прокачку и говорит, например, что готова продавать лоты в течение года от 10 млрд кубов, после чего устраивается аукцион, куда приходят все желающие компании и торгуются за лоты. После окончания аукциона она получают права на прокачку определенного объема на определенный период времени. Для «Газпрома» переход Украины на эту систему стал бы идеальным вариантом.

Лоты по определению не могут быть огромными, поэтому текущие заявления «Нафтогаза» о том, что давайте 90 млрд кубов вы будете 15 лет прокачивать, абсолютно невозможны. Кроме того, «Газпром» будет единственным участником и сможет выбрать любое нужно себе количество лотов. Если ему в 2020 году надо прокачать 40-50 млрд кубов, он набирает их на нужный объем, надо будет в 2021 году прокачивать 5-10 млрд, он возьмет себе два лота или один. Такая система для Газпрома представляет большую свободу», - отмечает Юшков.

«Пакетное» решение вопроса о транзите газа

Россия также выступает за «пакетное» решение вопроса о транзите газа через Украину, добавил Новак по итогам трехсторонней встречи. Такой «пакетный» контракт включает в себя вопросы транзита и поставок газа, а также урегулирование судебных споров. Удивительно, но в этом вопросе Новак поддержал его украинский коллега Алексей Оржель, порекомендовавший Нафтогазу перейти к «пакетным» договоренностям с «Газпромом» по газу на двустороннем уровне.

Но осложняет ситуацию здесь позиция украинской компании, не готовой идти навстречу. Ранее в ответ на предложение главы «Газпрома» Алексея Миллера к «Нафтогазу» урегулировать все судебные споры до заключения нового контракта на транзит, в украинской компании озвучили намерение потребовать от российского холдинга дополнительно более 11 миллиардов долларов. «Нафтогаз» здесь еще раз подтверждает, что играет на срыв транзита, считает наш собеседник.

«Пакетное решение предполагает, что вопрос поставок и транзита у вас обсуждается с «Нафтогазом», хотя даже сейчас украинцы до конца не понимают, выделят ли ГТС и не придется ли договариваться с совершенно другой компанией, которая к «Нафтогазу» иметь отношение не будет. Пока транзит надо оставлять за скобками.

Можно заключить пакетное соглашение, которое будет включать вопрос поставок на Украину и решение судебных дел по Стокгольмскому арбитражу, но если туда и транзит запихнуть, то ситуация осложнится. К тому же надо учитывать, что «Нафтогаз» работает на срыв транзита, и готов ликвидировать все эти договоренности. Присутствие руководства «Нафтогаза» на встрече заметно усложняет переговоры, так как они являются деструктивным элементом», - уверяет эксперт.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики