Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь готова загрузить порты Прибалтики: НПЗ выбирают замену российской нефти

Беларусь готова загрузить порты Прибалтики: НПЗ выбирают замену российской нефти

Беларусь рассматривает возможность поставки сырья на свои НПЗ из стран СНГ, Ближнего Востока и Африки через порты Украины и стран Балтии, сообщили в концерне "Белнефтехим"

Очередной этап налогового маневра в России – один из основных рисков конкурентоспособности белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По мере сближения российских цен на нефть с мировыми для Беларуси будет возрастать привлекательность альтернативных поставок – через порты Украины и стран Прибалтики, заявила зампредседателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина в интервью изданию "Беларусь сегодня".

"Нефть для наших заводов дорожает далеко не с этого года: в 2015—2018-м годах белорусские НПЗ работали в условиях предыдущего этапа налогового маневра. Так, если в 2014-м нефть для производителей стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%. Потери от налогового маневра для белорусской экономики за девять месяцев этого года уже составили около 250 миллионов долларов", - сказала Гурина.

Она отметила, что в следующем году пройдет очередной этап налогового маневра, прогноз рассчитывается при котировке 60 долларов за один баррель нефти.

"Если эта цифра не изменится, цена нефти для белорусских НПЗ вырастет еще на 17,7 доллара за тонну. Это один из основных рисков для сохранения конкурентоспособности наших производителей", - добавила она.

В этой ситуации Беларусь прорабатывает альтернативные каналы поставок сырья на нефтеперерабатывающие заводы.

"Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики", - сказала Гурина.

По ее словам, белорусским нефтепереработчикам понятны транспортные коридоры, но альтернативные поставки будут осуществляться только в случае их экономической целесообразности.

Она подчеркнула, что по мере осуществления налогового маневра и сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать.

Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что республика прорабатывает альтернативы поставкам нефти из России: по нефтепроводу Одесса – Броды, по реверсу из Гданьска и через порты Латвии и Литвы.

В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

Президент Александр Лукашенко обсуждал этот вопрос в ходе декабрьских визитов в Москву с главой РФ Владимиром Путиным. Белорусская сторона настаивает на компенсациях, однако окончательного решения вопроса пока не найдено.

На этом фоне Александр Лукашенко 10 января поручил кабмину начать поставки нефти в страну через порты стран Балтии, заявив, что те взамен могли бы дешевле получать выработанные из нее нефтепродукты.

Эксперты считают, что заявления Минска об альтернативных поставках нефти через прибалтийские порты — попытка повысить свою цену в переговорных позициях с Москвой по вопросу компенсаций убытков. Если бы импорт нефти из третьих стран через прибалтийские порты был выгодным с экономической точки зрения, подобная схема давно бы работала, считает Константин Симонов.

Симонов пояснил, что налоговый маневр действительно создает неблагоприятные предпосылки для наполнения белорусского бюджета. Он предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В результате Беларусь к 2024 году, когда налоговый маневр окончательно завершится, будет получать нефть по ценам, близким к мировым. Однако до завершения маневра нефти по цене, выгоднее, чем предлагает РФ, Беларуси все равно не найти, уверен эксперт.

По его мнению, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать на Балтике норвежскую нефть. Но пока рассуждать об этом предметно рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отметил Симонов.

Источник: Sputnik Латвия, 29.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики