Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без претензий: почему Москва и Киев не могут договориться по газу

Без претензий: почему Москва и Киев не могут договориться по газу

Кремль назвал условие для договоренностей с Украиной по газу

Прямые поставки и транзит газа через Украину возможны только при отсутствии каких-либо судебных претензий сторон, заявили в Кремле. Москва предлагает заключить пакетное соглашение. «Нафтогаз Украины» отказывается. Прошедшая накануне трехсторонняя встреча России, ЕС и Украины не привела ни к каким результатам. Договор о транзите заканчивается в конце года, а новый все так же далек от подписания.

Москва считает, что достигнуть каких-либо договоренностей с Киевом по вопросу транзита и поставок газа можно только при отсутствии каких-либо судебных претензий. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, передает ТАСС.

«Позиция России вчера [28 октября, во время трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по газу — «Газета.Ru»] была изложена. В том числе, конечно, речь идет о том, что какие-то судебные претензии, безусловно, не должны быть на повестке дня, если мы говорим о договоренности», — сказал представитель главы РФ.

Ранее Россия поставила Украине условие: новый контракт может быть заключен с 1 января 2020 года, если стороны откажутся от взаимных претензий в европейских судах. 

Вместе с тем, по словам главы Минэнерго России Александра Новака, наша страна выступает за пакетное решение с Украиной. Однако в «Нафтогазе Украины» заявили, что киевские власти не будут рассматривать такой формат соглашения.

«Очередная трехсторонняя встреча в Брюсселе завершена. Российская сторона поделилась интересными интерпретациями «Старых песен о главном», — сказали в госкомпании по итогам переговоров.

«Никаких официальных предложений по урегулированию открытых вопросов российская сторона нам до сих пор не передавала. Поэтому говорить о любых «пакетных решениях всех проблем», включая вариант погашения долга «Газпрома» по результатам Стокгольмского арбитража, до этого невозможно. Ждем новых контактов», — говорится в сообщении, размещенном на сайте «Нафтогаза Украины».

Российская сторона обязана выплатить Украине $2,56 млрд. Такое решение вынес Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 года и феврале 2018 по спорам сторон о поставках газа и его транзите. 

Киев ранее пытался принудительно взыскать с российской компании эти средства, покушаясь на активы «Газпрома» в Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге и Великобритании. Однако пока эти попытки ареста ни к чему не привели.

Российская компания между тем оспаривает решение Стокгольмского арбитража, указывая на процедурные нарушения, которые должны привести к пересмотру дела. При этом арест акций не грозит потерей собственности, по крайней мере, в настоящий момент, отмечал в беседе с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Вместе с тем «Нафтогаз» отмечает, что мнение Киева по вопросу транзита газа совпадает с мнением Еврокомиссии. Контракт с «Газпромом» должен быть заключен на продолжительный срок (порядка 10 лет), и в нем должны быть прописаны значительные объемы прокачки газа (40-90 млрд куб. м).

В Киеве уверены, что отношения между странами «должны отвечать требованиям европейского энергетического законодательства».

Как рассказал министр энергетики и окружающей среды Украины Алексей Оржель, власти надеются подписать договор с российской стороной до конца текущего года.

«Мы надеемся, что мы подписываем этот договор до конца года и обеспечим стабильные поставки европейским (потребителям)», — указал он.

Однако пока это невозможно. Как пояснил чиновник, на Украине еще не завершилось разделение госкомпании «Нафтогаз Украины» и как результат создание независимого оператора газотранспортной системы (ГТС), как того требует европейское законодательство. Киев планирует завершить этот процесс не ранее середины декабря.

«Разделение компании, действительно, еще в процессе, мы потенциально еще не можем подписать эти договоры. Мы должны быть готовы к этому. В соответствии с нашей дорожной картой эти возможности появятся где-то после 17 декабря», — сказал Оржель.

Министр также обратил внимание на то, что Украина готова обсудить вопрос прямых поставок на взаимовыгодных условиях.

«Если мы говорим, что цена должна быть конкурентной, рыночной, мы можем рассматривать эти условия на поставку», — резюмировал глава ведомства.

Автор: Ангелина Мильченко

Источник: Газета.Ru, 29.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики