Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний и их африканских партнёров"

"Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний и их африканских партнёров"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Росгеология в рамках форума «Россия – Африка», который проходил в г. Сочи 23 и 24 октября 2019 г., подписала меморандумы о взаимопонимании с Южным Суданом, Руандой и Экваториальной Гвинеей, предполагающие изучение углеводородного потенциала этих стран. 

Ранее В. Алекперов обозначил интерес «Лукойла» к месторождениям Западной Африки, назвав их перспективными с точки зрения инвестиций. 

«Газпром» ещё в 2009 году подписал с «Нигерийской национальной нефтяной корпорацией» соглашение о создании совместного предприятия Nigaz, позже в корпорации заявили о вхождении в проект Транссахарского газопровода. «Газпром нефть» стал участником разработки ливийского месторождения Elephant. 

«Роснефть» вместе с итальянской Eni, с которой уже успешно работает на шельфе Египта, претендует на газовый блок в Экваториальной Гвинее с запасами более 100 млрд кубометров. Совместно с Exxon Mobil компания зашла в прошлом году на нефтеразведку в Мозамбик.

Мнение эксперта:

Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний между собой и их африканских партнёров. Нужен баланс между стратегической целью продвижения российских позиций как страны в африканском регионе и минимизации некоторой части конкуренции российских экономических факторов друг с другом. 

Например, СПГ-проекты в Мозамбике могут создавать конкуренцию имеющему и перспективному экспорту российского газа с российских проектов. Как и ожидающийся экспорт газа из Египта. Это не значит, что инвестировать нельзя - вопрос в возможности государственной медиации для снятия части рисков. Например, возможны договоренности по направлениям экспорта с тех или иных проектов, как минимум это касается проектов с ожидаемыми трубопроводными (или в том числе трубопроводными) поставками. Также стоит учитывать, что содействие внешней экспансии российских компаний не должно отменять или оттенять задачи развития инвестиционного климата в самой России, чтобы не складывалась ситуация, например, вынужденной экспансии того же ЛУКОЙЛа за рубеж в том числе потому, что компания полагает наличие де-факто ограничения для приобретения ею лицензий на крупные новые проекты в России.

Источник: ИРТТЭК, 31.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики