Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний и их африканских партнёров"

"Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний и их африканских партнёров"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Росгеология в рамках форума «Россия – Африка», который проходил в г. Сочи 23 и 24 октября 2019 г., подписала меморандумы о взаимопонимании с Южным Суданом, Руандой и Экваториальной Гвинеей, предполагающие изучение углеводородного потенциала этих стран. 

Ранее В. Алекперов обозначил интерес «Лукойла» к месторождениям Западной Африки, назвав их перспективными с точки зрения инвестиций. 

«Газпром» ещё в 2009 году подписал с «Нигерийской национальной нефтяной корпорацией» соглашение о создании совместного предприятия Nigaz, позже в корпорации заявили о вхождении в проект Транссахарского газопровода. «Газпром нефть» стал участником разработки ливийского месторождения Elephant. 

«Роснефть» вместе с итальянской Eni, с которой уже успешно работает на шельфе Египта, претендует на газовый блок в Экваториальной Гвинее с запасами более 100 млрд кубометров. Совместно с Exxon Mobil компания зашла в прошлом году на нефтеразведку в Мозамбик.

Мнение эксперта:

Государство должно брать на себя функции медиатора в треугольнике отношений российских компаний между собой и их африканских партнёров. Нужен баланс между стратегической целью продвижения российских позиций как страны в африканском регионе и минимизации некоторой части конкуренции российских экономических факторов друг с другом. 

Например, СПГ-проекты в Мозамбике могут создавать конкуренцию имеющему и перспективному экспорту российского газа с российских проектов. Как и ожидающийся экспорт газа из Египта. Это не значит, что инвестировать нельзя - вопрос в возможности государственной медиации для снятия части рисков. Например, возможны договоренности по направлениям экспорта с тех или иных проектов, как минимум это касается проектов с ожидаемыми трубопроводными (или в том числе трубопроводными) поставками. Также стоит учитывать, что содействие внешней экспансии российских компаний не должно отменять или оттенять задачи развития инвестиционного климата в самой России, чтобы не складывалась ситуация, например, вынужденной экспансии того же ЛУКОЙЛа за рубеж в том числе потому, что компания полагает наличие де-факто ограничения для приобретения ею лицензий на крупные новые проекты в России.

Источник: ИРТТЭК, 31.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики