Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плотина прорвана: российский газ пойдет в Европу новыми маршрутами

Плотина прорвана: российский газ пойдет в Европу новыми маршрутами

Если сравнивать происходящее на газовом рынке Европы с полем большой битвы, то 30 октября в сражении произошел коренной перелом. Первая новость пришла из Копенгагена.

Два года мытарств "Газпрома" закончились победой и Дания, наконец, выдала разрешение на прокладку газопровода "Северный поток-2" в своей исключительной экономической зоне в Балтийском море. Укладка труб газопровода уже завершена в водах России, Финляндии и Швеции, а также в большей части моря, относящихся к исключительной экономической зоне Германии. Всего на данный момент проложено более 2,1 тыс. км из 2448 км двух ниток газопровода.

Датское энергетическое агентство (DEA) одобрила самый короткий маршрут - 147 км, обходящий остров Борнхольм с юго-востока. При этом укладку труб оператору проекта компании Nord Stream 2 AG не получится начать ранее конца ноября, поскольку решение DEA может быть оспорено в течение следующих четырех недель. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера все работы на датском участке Северного потока-2" займут около 5 недель. То есть, чисто теоретически, "Газпрому" вполне по силам уложиться в изначально запланированные сроки строительства - до конца 2019 года. В крайнем случае, придется захватить пару недель января 2020 года, что уже не имеет особого принципиального значения. Другое дело, что также понадобится время на испытания и подготовку газопровода к работе, которые займут, как минимум, 2-3 недели. Поэтому запустить "Северный поток-2" выйдет в лучшем случае в январе 2020 года. Впрочем, эта небольшая отсрочка уже не окажет большого влияния на расклад сил на газовом рынке Европы.

Одновременно глава венгерского правительства Виктор Орбан в ходе визита в Венгрию президента России Владимира Путина заявил, что его страна хочет как можно быстрее присоединиться к "Турецкому потоку".

"Для нас важно, чтобы газ поступал на территорию Венгрии с разных направлений. Чем раньше мы можем присоединиться к "Турецкому потоку", тем лучше…", - сказал Виктор Орбан. Российский президент в ответ подчеркнул, что наша страна готова всячески поддержать такое желание Венгрии, а реализация проекта не займет много времени и средств, поскольку нужно будет построить всего 15 км газопровода.

Оба этих события, несомненно, окажут большое влияние на затянувшиеся переговоры по газу России и Украины. Как отметил заместитель директор Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: "Проекты "Северный поток-2" и "Турецкий поток" усилят безопасность поставок российского газа на европейские рынки и создадут базу для конкуренции за дополнительный спрос в долгосрочной перспективе. Реализация этих проектов должна сократить соблазн Украины шантажировать Россию и Европу своим эксклюзивным положением и занять конструктивную позицию на переговорах. С другой стороны, Украина не вполне самостоятельна, а силы, которые работают против российского газа в Европе, никуда не делись и могут использовать ситуацию для того, чтобы сорвать транзит".

Здесь можно вспомнить, как глава украинского "Нафтогаза" Андрей Коболев выражал надежду, что на "Северный поток-2" будут наложены санкции США. Однако сами Соединенные Штаты уже без энтузиазма относятся к идее борьбы с российским газопроводом. Так, 30 октября кандидат на пост посла в РФ Джон Салливан заявил на слушаниях в Сенате, что Вашингтон уже не может повлиять на завершение строительства "Северного потока-2". Кроме того, позиция Белого Дома, не находит почти никакого положительного отклика в Европе. Полностью поддерживать США в этом вопросе оказались готовы лишь Украина и Польша, а это совсем не та компания, которая может устроить официальный Вашингтон.

С другой стороны, договариваться с Украиной России все же необходимо. Полностью отказаться от транзита через ее территорию нашей стране пока не удастся. По-прежнему сохраняется опасность введения санкций против "Северного потока-2", ограничений в отношении загрузки газопровода или его сухопутных продолжений, как произошло с газопроводом Opal, а также непрекращающегося сутяжничества со стороны "Нафтогаза". Однако, в любом случае, теперь переговорные позиции РФ стали значительно более прочными.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 31.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики