Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тема недели: российский газ «пробил» потоки

Тема недели: российский газ «пробил» потоки

Неделя принесла много положительных новостей российским газотранспортным проектам в ЕС и одну — Украине

Прошедшая неделя принесла много положительных новостей российским газотранспортным проектам в ЕС. Визит президента России Владимира Путина в Венгрию подтвердил перспективы продолжения «Турецкого потока» в странах Юго-Восточной и Центральной Европы. Разрешение Дании на строительство в своих территориальных водах газопровода «Северный поток — 2» не только упрочило позиции данного проекта, но и предоставило «Газпрому» новые козыри для переговоров с «Нафтогазом» по продлению транзита российского газа через территорию Украины.

Стоит отметить, что Венгрия является важным энергетическим партнером России, одним из крупнейших импортеров и транзитеров российского углеводородного сырья в Центральной Европе. Причем поставки российского газа в эту страну растут. По данным «Газпрома», в январе — сентябре 2019 года Венгрия закупила 9,3 млрд куб. м газа, превысив общий объем поставок за 2018 год на 22%. Помимо нефтегазовых проектов, Москву и Будапешт сближает атомная энергетика. В середине октября 2019 года утвержден технический проект АЭС «Пакш-2», которая будет построена с участием России. Этот проект укрепляет позиции российского «Росатома» на европейском рынке.

Напомним, что в ходе визита президента России в Будапешт было подписано соглашение о поставках нефти в Венгрию и Словакию. Договор заключили российские компании ЛУКОЙЛ и «Транснефть» с венгерской MOL. Это соглашение позволит увеличить экспорт нефти по трубопроводу «Дружба» до 2025 года.

По словам Владимира Путина, Венгрия является приоритетным партнером для поставок энергоресурсов в Европу из России по имеющимся и новым маршрутам.

«Через венгерскую территорию идут транзитные поставки российского газа в Западную Европу, подземные хранилища Венгрии позволяют бесперебойно снабжать европейских потребителей, в том числе в моменты пиковых нагрузок», — заметил российский лидер.

Важность партнерских отношений Москвы и Будапешта подтверждает и тот факт, что венгерская MOL стала первой европейской компанией, которая полностью согласовала сумму возмещения за полученную весной некачественную нефть из РФ. Она может получить до $110 млн компенсаций в зависимости от объема полученного сырья.

Переговоры были успешными и для реализации газопровода «Турецкий поток». Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сообщил, что этот газотранспортный проект представляет большой интерес с точки зрения обеспечения энергобезопасности страны и повышения ее роли в энергетике Европы. РФ будет только приветствовать присоединение венгерских партнеров к этому проекту, добавил президент РФ. «Если в Венгрию газ из России поступает только через Украину, это с точки зрения суверенитета не очень приемлемое решение, поэтому для нас важно, чтобы с разных направлений поступал газ на территорию Венгрии», — заявил венгерский лидер.

Владимир Путин уточнил, что вопрос участия Будапешта в «Турецком потоке» может решиться уже в начале следующего года. Если Венгрия примет решение присоединиться к газопроводу, до него по территории страны нужно будет проложить всего 15 км труб.

После встречи с Виктором Орбаном Владимир Путин сделал важное заявление, касающееся продолжения транзита российского газа через территорию Украины.

Путин сообщил, что Россия готова к переговорам о поставках на Украину газа по значительно сниженным ценам, а также о транзите через территорию страны.

«Мы готовы к конструктивной работе и по прокачке газа через Украину, и по поставкам газа на Украину, причем со значительным снижением цены, в отличие от той, по которой потребители российского газа получают на Украине этот газ сегодня, — заявил президент России. — А то, что газ этот — российский, сомнений нет; никакого реверса там на самом деле нет. Это не реверс, это ложный реверс. Но бог с ним, с этим ложным реверсом. Главное, что выгоды Украины очевидны просто — и для конечных потребителей, для комбыта, для граждан, и для экономики в целом».

Российский лидер также упомянул и судебные споры «Газпрома» и «Нафтогаза». «Вопрос исключительно в сфере споров арбитражного характера, на наш взгляд, абсолютно абсурдных, когда, например, $7 млрд пытаются предъявить через украинские суды „Газпрому“ к выплате за то, что он занимает монопольное место на транзитном рынке Украины, хотя „Газпром“ ничего не транзитирует, транзитируют украинские компании… Это просто абсурд. То же самое и в Стокгольме происходит. Надо от этого абсурда избавиться, обнулить все требования с обеих сторон», — считает Владимир Путин.

Любопытно, что, видимо, именно к визиту российского лидера в Венгрию Дания решила приурочить выдачу разрешения на строительство в своих территориальных водах газопровода «Северный поток — 2». Это решение Копенгагена ждали давно. Дания стала последней страной, которая одобрила строительство газопровода.

Владимир Путин на пресс-конференции с премьер-министром Венгрии подчеркнул, что данное решение продиктовано интересами Европы. И действительно, когда на пороге стоят зимние холода, впору задуматься об энергоносителях, тем более что 1 января 2020 года истекает действующий контракт «Газпрома» о транзите российского газа по украинской ГТС.

После обнародования решения Дании глава «Газпрома» Алексей Миллер в очередной раз подтвердил, что оператор «Северного потока — 2» намерен достроить газопровод в срок, прокладка у Дании может занять пять недель. Отраслевые эксперты считают, что новое разрешение должно ускорить реализацию проекта, но газопровод был бы введен в строй и без благосклонности Копенгагена, поскольку импорт энергоносителей в ЕС увеличивается. В 2018 году Европе понадобилось 390 млрд куб. м импортного газа, половину из них поставил «Газпром», нарастив экспорт до рекордных 201,7 млрд куб. м. По мнению главы немецкой энергетической компании Uniper Андреаса Ширенбека, в дальнейшем Европе понадобится все больше голубого топлива.

Даже «Северный поток — 2» не удовлетворит растущий спрос, так как в перспективе дефицит газа на континенте может достичь 300 млрд куб. м в год.

На этом фоне возникает лишь один вопрос: смогут ли противники проекта в лице США каким-то образом затормозить его уже на финальной стадии реализации? Напомним, что буквально за день до положительного решения Дании в Палате представителей Конгресса Соединенных Штатов член Республиканской партии Энди Барр подготовил новый законопроект о санкциях против газопровода «Северный поток — 2», который называется «Акт об обеспечении энергетической безопасности Европы 2019» (Protecting Europe’s Energy Security Act of 2019, PEESA). «Законопроектом предлагается ввести санкции против судов-трубоукладчиков и иностранных юрлиц, которые крайне важны для строительства газопровода „Северный поток — 2“ в Балтийском море. Этим проектом запрещается въезд в США для лиц, которые оказывают поддержку судам-трубоукладчикам проекта „Северный поток — 2“, которые использовались для экспорта определенных видов российских энергоресурсов», — говорится в сообщении на сайте конгрессмена. Кроме того, документом предлагается дать президенту США полномочия по введению санкций против юрлиц, которые предоставляют указанным судам-трубоукладчикам финансовые услуги и услуги по страхованию.

Заметим, что подобное законотворчество в американском Конгрессе весьма распространено. Например, в июле текущего года комитет Сената США поддержал законопроект сенаторов Теда Круза и Джин Шахин. Законопроект содержит требование ввести санкции в отношении лиц, задействованных в определенных видах работ и услуг, являющихся критическими для завершения «Северного потока — 2». В частности, речь идет об услугах по глубоководной прокладке труб. Санкции предлагается вводить против судов, которые прокладывают трубы.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в интервью «НиК» отметил, что пока серьезных угроз реализации «Северного потока — 2» нет. «Никаких сомнений, что „Северный поток — 2“ будет достроен, не было и до разрешения Дании. Попытки затормозить работу могут предприниматься, но принципиальной угрозой для реализации проекта их назвать уже нельзя», — заявил эксперт.

Санкции США, как показывает практика последних лет, возможны против чего угодно и в любой момент, другое дело, что в данном случае они лишь усугубят взаимоотношения американцев с европейскими партнерами.

Отвечая на вопрос о том, смогут ли еврочиновники каким-то образом препятствовать реализации «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» на территории Евросоюза, Гривач заметил, что попытки будут предприниматься. «Но я думаю, что они уже серьезно не помешают. Инфраструктура будет работать и поможет укрепить энергетическую безопасность Европы и позиции российского газа на европейском рынке», — считает эксперт.

Касаясь ситуации вокруг переговоров «Газпрома» с «Нафтогазом», он отметил, что после разрешения Дании на прокладку морского участка «Северного потока — 2» в ее территориальных водах у Киева уменьшился соблазн пошантажировать российскую сторону своим эксклюзивным положением. «Переговорные позиции России и так были достаточно сильными. Если Украина хочет продавать услуги по транзиту, то она должна предоставить конкурентоспособные условия и гарантировать качество.

При этом Украина способна предложить эти выгодные условия транзита, что будет поддерживать конкурентоспособность российского газа, и при этом получать разумную прибыль от продажи своих услуг по транзиту», — заметил Алексей Гривач.

По его мнению, сохранение украинского транзита в интересах России, Украины и европейских потребителей, но проблема в том, что есть силы, заинтересованные (политически и экономически) в срыве поставок российского газа, и они будут давить на Украину, чтобы соглашение не было достигнуто.

При этом эксперт отметил, что одним из условий продления транзитных отношений на долгосрочную перспективу является отказ «Газпрома» и «Нафтогаза» от судебных претензий. «Пакетное соглашение предусматривает отказ от взаимных претензий», — напомнил Гривач.

Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова в интервью «НиК» отметила, что на данном этапе любые возможные препоны могут привести лишь к задержке ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2».

«Санкции против трубоукладчиков надо, во-первых, принять. США, скорее всего, будут пытаться оказывать чисто психологическое давление, чтобы испугать партнеров „Газпрома“. Но насколько я знаю, с одним трубоукладчиком работа по проекту уже закончена. Осталась только итальянская компания, она частная, и у нее нет активов в США. Вряд ли эти санкции смогут ее существенно испугать. Другое дело, что Украина получит дополнительные аргументы для усиления переговорной позиции по газу. Она будет просто затягивать переговоры, учитывая возможные задержки с вводом в эксплуатацию новых мощностей. Ей важно остаться транзитной страной. С другой стороны, она в любом случае останется транзитной страной как минимум еще на несколько лет, потому что полностью отказаться от услуг Украины как транзитера Россия сможет только после начала эксплуатации „Северного потока — 2“ и второй нитки „Турецкого потока“, которая пойдет в Южную Европу», — рассказала эксперт.

Она также напомнила, что сложности могут возникнуть в связи с тем, что по закону решение энергетического агентства Дании в течение месяца может быть обжаловано в суде. «Хотя маловероятно, что его кто-то возьмется оспаривать. Даже американский посол в Дании признал, что страна не могла отказать в выдаче разрешения на строительство „Северного потока — 2“, потому что иначе это решение было бы политическим, а Энергетическое агентство Дании должно быть непредвзятым. В крайнем случае повторится ситуация, которая имела место в Германии. Там в свое время „зеленые“ пытались в судебном порядке оспорить выдачу разрешения на строительство „Северного потока — 2“. Суд продолжался один день и постановил, что решение было выдано правильно», — напомнила Мильчакова.

В дальнейшем возможное принятие каких-либо санкций США в отношении «Северного потока — 2» уже не сможет осложнить работу газопровода, однако не вполне понятной остается ситуация с газопроводом OPAL, который является сухопутным продолжением «Северного потока».

«Это означает, что России и Германии, наверное, придется часть акций этого газопровода передать некоему третьему лицу. Скорее всего, это будет немецкая компания. Возможно, что для этого немецкой стороной будет создана некая новая компания. Кроме того, Еврокомиссия собирается обжаловать судебное решение о том, что Третья газовая директива распространяется на OPAL. Поэтому с данным газопроводом пока еще нет какой-то ясности», — резюмировала Мильчакова.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: Oil&Capital, 01.11.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики